Почему пациент со СМА в Беларуси — это ультраполитический вопрос
Об этом написала активистка и руководительница организации «Геном» Дарья Царик. Рассказываем , как живут беларусы со спинально-мышечной атрофией, и почему в Беларуси любой «дорогой» человек с инвалидностью «ультраполитичен».
Спинально-мышечная атрофия — это когда все мышцы (включая глотательные и дыхательные) отмирают каждый день. А если вы беларус, то у вас еще ко всему фактически нет доступа к лечению и лекарствам.
Именно так живут большинство беларусов со спинально-мышечной атрофией (СМА) — люди без функции, «дорогие пациенты». И для них (не только для них) так было всегда — их «мочили» задолго до 2020-го.
«Пациентов со СМА и с другими заболеваниями, требующими очень дорогих терапий, государство мочило задолго до событий 2020 года. Пациент со СМА (смело подставляй любое другое дорогое заболевание) — это вопрос ультраполитический», – пишет Дарья.
Смотрим открытые источники. По данным РНПЦ неврологии и нейрохирургии, на 2022 год в Беларуси насчитывается 54 взрослых пациентов с генетически подтвержденным заболеванием СМА. По данным РКЦ при РНПЦ «Мать и дитя», на 2022 год в Беларуси насчитывается 96 несовершеннолетних пациентов с генетически подтвержденным заболеванием СМА. Если брать и суммировать данные из открытых источников по коммерческой стоимости трех существующих терапий («Спинраза», «Эврисди» и «Золгенсма»), «мы получаем максимум 35 000 000 долларов США на закрытие патогенетической терапии для всех пациентов со СМА на каждый год», – посчитала Дарья.
Более того, по данным РНПЦ неврологии и нейрохирургии, а также по данным РКЦ по ННМЗ при РНПЦ «Мать и дитя», в Беларуси проживают 23 генетически подтвержденных пациента с миодистрофией Дюшенна, которым подходит препарат «Трансларна». Капитализация Фонда в год на этот препарат составляет 8 970 000 долларов США.
Просто до полусотни «людей без функции» в стране, где «иногда не до законов», особо нет дела никому, кроме немногочисленной группы активистов (как это обычно водится в Беларуси).
«Мы исходим из позиции, что пациент — он гражданин. С набором прав и ответственностей, равно как есть и обратная ответственность государства перед своим гражданином».
К сожалению, это работает ровно до того момента, пока пациент не становится слишком дорогим.
«Дорогой пациент — это вопрос не экономикс, а шити менеджмента, то есть политикс, которая в сухом остатке игнорирует гражданина».
Поэтому до сих пор тысячи беларусов-без-функции стоят перед выбором либо умирать, либо уехать, либо вести сбор на миллионы евро/долларов. Для Беларуси «это — норма». Но какой беларус не знает, как сложно сейчас уехать, даже не имея в анамнезе СМА?
«А эти варианты — это результат уже политической воли. Кажется, человеческая жизнь заслуживает большего».
Сегодня сборы на терапии пациентов со СМА ведут:
Bogdan Yan https://www.instagram.com/sma_bros_/
Ольга Тиунчик https://taplink.cc/olya_smozhet
Роман Антихевич https://taplink.cc/roma_smailik
Светлана Юшкевич https://taplink.cc/rita_sma2
Влад Ковба https://taplink.by/vladik_kovba
Лиза Теребовец https://taplink.cc/liza_sma_sos
Сергей Поглазов https://fundraiser.by
Анна Строк https://bit.ly/3BF73Yq
Nata Dovgaleva https://kirillpomogi.ru/
- По данным РНПЦ неврологии и нейрохирургии, на 2022 год в Беларуси насчитывается 54 взрослых пациента с генетически подтвержденным заболеванием СМА.
- По данным РКЦ по ННМЗ при РНПЦ «Мать и дитя», на 2022 год в Беларуси насчитывается 96 несовершеннолетних пациентов с генетически подтвержденным заболеванием СМА.