Мы снова с болезненными, но важными новостями со дна бездны.
Концлагерь в цифрах и рекордах
- 1448 политзаключенных по состоянию на 5 декабря. За неделю стрелка на счетчике сдвинулась еще на 21 человек в сторону дна.
- Ноябрьские итоги: +95 новых «административщиков», 354 человека задержаны (а это, если что, примерно по 11 в день).
- +58 человек в «экстремистском» списке. Теперь там 2117 человек. Это больше, чем живет в Дисне — самом маленьком беларусском городе (его население — 1 455 человек).
Сверху топографическая карта беларусского «экстремизма» от ученого Сергея Бессараба
- Минимум 13 человек задержали 30 ноября в Миорах — среди них «Человек года Витебщины», лауреат Премии президента «За духовное возрождение», учитель истории высшей квалификационной категории Витольд Ермалёнок и его сын Антон.
Возможно, задержания связаны со сливами в «ЧКБ» и «оскорбительными» комментариями.
- В Беларуси уже 105 «экстремистских формирований». Интересно, что 11 из них — СМИ, не подконтрольные беларусскому государству. И МВД продолжает усердно работать: недавно знак качество получила «группа граждан «Чижовка Семь Чижей”», объединенных в том числе посредством ресурсов мессенджера Telegram (у двух из них всего 167 и 89 подписчиков).
На днях к списку присоединилась инициатива Валерия Сахащика «Паспалітае рушэнне».
- Будьте внимательны: МВД добавило 7 новых «экстремистских» материалов в свой перечень. Среди «рисковых» ресурсов — тг-каналы «Девятовка», «Чёрная книга Койданова — чат», «Орша для жизни»; инстаграм @bela.rus.2020; тг-чаты «Гродно Ольшанка», «Гродно Девятовка», «Соседи Колбасино».
Также Гродненский суд почему-то признал «экстремистским материалом» тг-чат беларусов Вроцлава. Беларусы уже высказывают свое недовольство.
- 7 лет лишения свободы и 5 тысяч рублей штрафа получил бывший следователь Никита Стороженко.
Никита — честный следователь, уволившийся в 2020-м в знак протеста. Тогда ему поручили вести дело избитого силовиками 16-летнего подростка (возможно, это был Тимур Мицкевич).
11 из 12 фигурантов «дела студентов» на свободе
Осталось дождаться только освобождения Тани Екельчик (это произойдет 15 декабря).
Напомним, задержания по «делу студентов» прошли в «чёрный четверг» — 12 ноября 2020 года. 10 фигурантов дела получили по 2,5 года колонии за «организацию протестов», еще один — Глеб Фицнер — был единственным, кто признал вину и освободился на полгода раньше.
Первой освободили Алану Гебремариам. Потом — Касю Будько, Анастасию Булыбенко, Викторию Гранковской, Марию Каленик, Яну Оробейко, Ксению Сыромолот, Егора Канецкого и Илью Трахтенберга.
Месть «предателям»
К четырем годам колонии общего режима и выплате 16 тысяч рублей (500 базовых величин) приговорили экс-журналиста БТ (он вел «Зону Х») и внештатного корреспондента казахстанского телеканала «Хабар 24» Дмитрия Лукшу, сообщают правозащитники «Весны».
Все из-за видеосюжетов о Беларуси, которые Лукша делал для казахстанского телеканала. Кроме него на скамье подсудимых оказались его жена и еще двое мужчин. Их обвиняли в «дискредитации Беларуси», а также «активном участии в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок».
Его жена Полина Половинко осуждена на 2,5 года колонии общего режима и штраф в размере 3200 рублей (100 базовых). Денис Яровский проведет 1,5 года в колонии общего режима и заплатит штраф в 100 базовых (3200 рублей). А Константину Никанорову присудили 3 года «домашней химии» и штраф в 100 базовых (3200 рублей).
Максим Знак — в ПКТ
Ранее его трижды помещали в ШИЗО.
Политзаключенные сравнивают условия содержания в одиночной камере с концлагерем. Не говоря уже о том, что попавшие в ПКТ имеют право тратить всего 32 рубля в месяц (!) и получать одну бандероль в течение полугода.
Это похоже на системную травлю.
На днях сеть взорвала новость с попаданием Марии Колесниковой в реанимацию — до этого ее поместили в ШИЗО. Кроме того, у Виктора Бабарика резко ухудшились условия работы в колонии. Теперь он топит древесный уголь проводит на улице по 9 часов 6 дней в неделю.
В тему системной травли
Казалось бы, хуже быть уже не может (нет), но тут правозащитники Dissident.by сообщили об ухудшении условий на «химии».
▪️ сокращение свободного времени (с 2 часов до 1);
▪️ увеличение количества посещений полиции (4 раз в месяц показалось мало — даешь 8);
▪️ в случае выявления нарушений условий отбывания наказания назначается арест (может быть и штраф).
«Эти изменения касаются каждого осужденного. На сегодня @dissidentBY насчитывает не менее 618 человек, на “домашней химии”», – сообщили в инициативе
Другие плохие новости
- Политзаключенный Виктор Дибров получил 2 года и 6 месяцев лишения свободы за «содействие экстремистской деятельности». Причина — неугодный комментарий.
▪️ В Слониме прямо на рабочем месте задержали инженера-программиста Слонимского КПФ Александра Лагуту — по версии правозащитников, за сливы в «Чёрную книгу Беларуси» и за протесты.
И хорошее
Председатель независимого профсоюза «Нафтан» Ольга Бритикова — на свободе.
Напомним, женщину задержали 1 ноября. Потом было по 15 суток ареста два раза подряд. За решеткой Ольга объявляла голодовку — из-за нарушения ее прав и бан сотрудниками изолятора передач от родственников.
За неполный 2022 год Бритикова провела за решеткой 105 суток — из них 75 суток подряд весной.
Продолжаем мониторить беспредел и изо всех сил верить в лучшее.
Расскажите миру о том, что происходит в Беларуси — сообщайте правозащитникам о задержаниях и судах.
Напоминаем, что оперативно сообщить о задержании, обыске, вызове «на беседу» можно (и нужно!) в телеграм-бот @viasna_bot.
Сообщить о задержании и получить бесплатную юридическую консультацию — здесь @ViasnaSOS, @SosViasna.
Источники: правозащитный центр spring96.org; BELSAT; «Позірк»; «Наша Ніва»; БАЖ; соцсети.
Фото: Дмитрий Лукша в зале суда / ПЦ «Вясна»