Польша не исключает возможности полностью закрыть границу с Беларусью, если нелегитимные власти продолжат антипольские действия, включая давление на польское меньшинство, а также разрушение захоронений. Реально ли закрытие последнего пункта пропуска? Отвечает эксперт.

На беларусско-польской границе остался единственный рабочий пункт пропуска «Брест-Тересполь». Однако Польша не исключает его закрытия, об этом заявил замминистра внутренних дел и администрации Мацей Вонсик. Он пояснил, что Польша не может оставлять безнаказанными антипольские действия режима Лукашенко.

«Не знаю, возможно ли закрытие всех пограничных переходов с Беларусью. Я знаю одно: мы не можем смотреть, ничего не предпринимая, на то, что делает Лукашенко с польским меньшинством, потому что то, что сделано с господином Почобутом, просто невообразимо. Не позволим, чтобы безнаказанно, без реакции польского государства Лукашенко уничтожал кладбища солдат Армии Крайовой», – сказал он.

Ситуация на беларусско-польской границе беспрецедентно обострилась, считает политический обозреватель и журналист Виталий Цыганков. В большей степени это вызвано тем, что Лукашенко не привык к серьезным ответам со стороны Европы.

«Сейчас Польша довольно серьезно ответила на приговор журналисту Андрею Почобуту. Это одна из точек в этом большом списке антипольских акций, которое предпринимало беларусское руководство. Начиная с разрушения польских могил и заканчивая дипломатическими шагами. Видимо, официальный Минск такого ответа не ожидал», – говорит Виталий Цыганков.

В настоящий момент пошел обмен дипломатическими шагами, такие как высылка атташе и офицеров их посольств. Эксперт поясняет, что атташе — низший ранг в дипломатической иерархи.

«Пока масштабы этого не столь грандиозные, в посольствах давно действуют ограничения с двух сторон. Польское посольство не может выдавать визы. Так что так называемый ответ из Минска — это масло масляное, он уже ничего особо не меняет. Полное закрытие границ и полная остановка грузопотоков — достаточно маловероятный шаг. В первую очередь потому, что от этого пострадает Беларусь», – считает эксперт.

Режим не может ответить реальными шагами, так как любой ответ будет приносить больше ущерба самой Беларуси, говорит Виталий Цыганков. В прошлом году товарооборот упал на 25% — это стало непосредственным влиянием санкций. Если товарооборот упадет еще больше — от этого пострадает вся беларусская экономика.

По словам эксперта, пострадают и человеческие связи, поскольку люди, которые находятся в приграничных регионах, лишатся возможности заработка на приграничной торговле. Если не будет заработка в приграничье — люди задумаются, на чем им зарабатывать в Беларуси, что может привести к эмиграции этих людей.  

«Какая бы ни была нелегитимная власть, они вынуждены рассчитывать и просчитывать, чтобы не стрелять себе в ногу. Мне кажется, что Минск не пойдет на обострение ситуации. Варшава на эти обострения идет, но по причине антипольских шагов и приговора Почобуту. Варшава считает, что Минск должен за это ответить, и уже говорит об этом серьезно», – поясняет политический обозреватель.

Эксперт подчеркивает, что уже действующие ограничения вряд ли снимут в ближайшее время. Однако до полного закрытия границ вряд ли дойдет.

«Будут ли следующие шаги? Могут быть, но до радикального закрытия границы не дойдет. То, что сделано, отменять не будут, отмена возможна в результате каких-то политических шагов и уступок», – заключает Виталий Цыганков.

Фото обложки: Reuters

Ранее

«Народному ополчению» выдадут оружие

Далее

Режим опасается нелояльности чиновников. Будут ли их казнить?

Читайте далее