Заболеваемость туберкулезом в Беларуси растет. По словам директора РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии Геннадия Гуревича, число выявленных больных в 2022 году было выше на 12,4%, чем в 2021-м. Рост показателей Гуревич назвал «ожидаемым»: часть больных, по его словам, недовыявили на фоне пандемии COVID. Ожидаемо и другое: в статистике ни слова о репрессиях и нарушении условий содержания в тюрьмах — как факторе распространения инфекции. Подробности — в материале.
По словам Гуревича, всего в прошлом году в Беларуси выявлено 1384 новых пациента с туберкулезом и 279 пациентов с рецидивом этой болезни, что на 185 человек больше, чем в предыдущие годы. Таким образом, общая заболеваемость с учетом рецидивов — «18,1 на 100 тыс. населения, что на 12,4% выше заболеваемости в 2021 году», пояснил главный внештатный фтизиатр Минздрава.
Меньше всего случаев туберкулеза зафиксировали в Минске: «7,9 на 100 тыс. населения, наиболее высокие показатели — в Гомельской области — 28 на 100 тыс. населения». При этом, несмотря на заявления Гуревича, что заболеваемость сократилась в три раза по сравнению с прошлым десятилетием, Беларусь входит в топ-30 стран с самым высоким уровнем распространенности туберкулеза.
Координатор Фонда медицинской солидарности Лидия Тарасенко подтвердила в комментарии «Нашай Ніве»: COVID мог повлиять на статистику роста таких болезней, как туберкулез и онкология. В период пандемии люди меньше обращались к врачу по этим поводам, как следствие — реже выявляли болезнь, сказался общий рост нагрузки на систему здравоохранения. При этом Тарасенко призывает относиться к официальным данным критично.
«Нехватка денег и ресурсов повлияла на то, что во время пандемии выявили меньше случаев туберкулеза, но это не значит, что меньше людей заболело. Соответственно, в последующие годы у тех, у кого не обнаружили болезнь раньше и кто пережил пандемию, найдут туберкулез, из-за чего вырастет число случаев в годы после ковида», – отмечает Тарасенко, при этом считает: не стоит забывать и о банальной склонности «властей» манипулировать статистикой.
В то же время координатор Фонда указывает на условия содержания в тюрьмах как на важный фактор распространения инфекции. Заболеваемости способствуют стресс заключенных, плохое питание, распространенность ВИЧ и теснота (часто в камеры помещают куда больше заключенных, чем рассчитано для помещения). Политическим заключенным намеренно создают невыносимые условия содержания.
Так, в августе 2022 года стало известно о 34-летнем политзаключенным Павле Виноградове, который заболел туберкулезом, находясь в колонии в Волковыске. Для лечения его переводили в оршанскую колонию №12, известную тем, что в ней содержат заключенных с активной формой заболевания. Позже Виноградова вернули в Волковыск.
Через два месяца по статье «Оскорбление президента» на год колонии осудили Людмилу Самак, страдавшую от туберкулеза — несмотря на прохождение ею курса лечения.
Туберкулез — заразная инфекция. Возвращаясь из неволи, заключенные часто становятся ее источниками в городской среде, что влияет на общую статистику заболеваемости. Лечение же не выглядит дешевым: по данным РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии, стоимость одного койко-дня составляет 173 рубля, а общего курса лечения от туберкулеза может составлять от 2,4 до 44 тыс. рублей.