В списке экстремистов более 2500 человек, в перечне террористов более 1 тысячи человек. Так и нелегитимные власти под видом борьбы с экстремизмом и терроризмом уничтожают свободу слова. Правозащитники ПЦ «Весна» рассказали, как в Беларуси пытаются бороться с критиками режима Лукашенко.
Беларусское законодательство и раньше ограничивало свободу выражения мнений, однако после масштабных протестов 2020 года нелегитимные власти приступили к ужесточению законов, ограничивающих права и свободы. Борьба с инакомыслием стала проводиться под видом борьбы с экстремизмом и терроризмом.
В «перечень граждан, причастных к экстремистской деятельности» включено более 2500 человек. В «террористический список» включено более 1000 человек и свыше 400 организаций. Все решения о непосредственном включении в списки принимаются «за закрытыми дверями», а в перечни включаются группы граждан, общественные организации, СМИ и инициативы за критику действующих властей, высказывание альтернативного мнения, требования изменений в государстве и проводимой властями политике.
«Такое произвольное признание МВД и КГБ групп людей экстремистскими и террористическими дает возможность их уголовно преследовать и применять непропорционально строгое наказание», – комментируют правозащитники.
В списке экстремистов более 2500 человек, в перечне террористов более 1 тысячи человек
В перечень экстремистов попадают как осужденные, так и те, кто полностью отбыл наказание, и даже те, у кого погашена судимость. В настоящий момент в списке экстремистов числится 2531 человек. Как отмечают правозащитники, попасть туда можно по любому угодному для режима поводу. При этом «экстремистов» ограничивают в правах: те, кто попал в перечень, например, не могут свободно пользоваться своим банковским счетом, а также открывать новый и др.
«Наблюдается тенденция по отнесению к экстремистской деятельности ненасильственного поведения, на практике выполняющая роль преследования за выражение альтернативного мнения и за критику действующих властей», – комментируют правозащитники.
Под видом борьбы с экстремизмом нелегитимные власти пытаются перекрыть все возможные каналы с альтернативным мнением. В настоящее время в перечне находится 121 «экстремистское формирование», среди которых СМИ, общественные объединения, профессиональные объединения и профсоюзы, крупные и локальные общественные инициативы, политические субъекты и даже музыкальные группы. Правозащитники отмечают, что деятельность субъектов правомерная, а признание экстремистским формированием призвано ограничить права и свободы субъектов, их участников и желающих присоединиться к такой деятельности.
В «террористический» перечень внесена 401 организация, а также 1015 человек, из них 266 — граждане Республики Беларусь.
Около 3 тысяч «экстремистских материалов»
В отличие от перечня лиц, причастных к экстремистской деятельности, и экстремистских формирований, которые начали составляться после 2020 года, список экстремистских материалов был открыт гораздо раньше — в сентябре 2008 года, и с тех пор регулярно пополнялся.
Сейчас в перечне насчитывается около 3 000 позиций «экстремистских материалов» самого различного характера: более 1 000 Telegram-каналов и Telegram-чатов, около 150 YouTube-каналов, около 400 страниц, доменных имен или отдельных публикаций в социальной сети «ВКонтакте», 115 — в сети Facebook, 54 — в сети «Одноклассники», 35 — в Twitter, около 80 книг, аудио- и видеофайлы, различные изображения и предметы.
Иногда в перечень экстремистских материалов действительно попадает продукция, которая может иметь экстремистскую направленность — продукция нацистского и неонацистского содержания, религиозные тексты. Однако большая часть списка включает в себя информационную продукцию общественно-политического содержания. Под видом борьбы с экстремизмом запрещенными оказались независимые СМИ, Telegram-каналы, Telegram-чаты, книги, сувениры с национальной, исторической, протестной символикой и все, что связано с общественно-политической и культурной жизнью Беларуси.
«Признание материалов экстремистскими в большинстве своем является следствием расплывчатого определения терминов “экстремизм” и “экстремистские материалы”, в частности, чем и злоупотребляет власть. В результате на практике антиэкстремистские действия властей расходятся с нормами “мягкого права” и нацелены на сам факт наличия мнения, а не на фактические действия насильственного, нацистского или фашистского характера», – отмечают правозащитники.
Более 1200 человек были привлечены за «распространение экстремистских материалов»
Согласно неполным данным ПЦ «Вясна», за период с января 2022 года по середину марта 2023 года по ст. 19.11 КоАП, были привлечены к ответственности более 1 200 человек, сведения о 350 из них известны правозащитникам. По данной статье люди привлекаются к ответственности за такие действия, как реакции («лайки» и т. п.) в социальных сетях, репосты на публичные и приватные страницы в социальных сетях, а также в частных переписках, подписки на Telegram-каналы, публичные страницы СМИ и др.
Как отмечают правозащитники, на практике люди привлекаются к ответственности, даже если распространяли материалы до того, как они были признаны экстремистскими. Также данная статья показательно используется для политического давления и применяется к репрессированным повторно.
Под видом борьбы с экстремизмом подавляется инакомыслие
Из-за чрезмерно широкой формулировки понятий «экстремизм» и произвольного расширения понятия «терроризм» в Беларуси широко практикуется репрессивная практика по подавлению выражения мнения и преследованию оппонентов власти, отмечают правозащитники.
Она применяется в рамках тотального подавления инакомыслия в обществе, в обстановке насаждения страха во всех сферах отношений.
«С одной стороны, под запретом оказывается любая независимая информация, связанная с широким кругом вопросов: от общественно-политической сферы до культуры и беларусскоязычного контента. С другой стороны, нарушение запретов влечет для людей преследование в различных формах: жестокое обращение и пытки, штраф, конфискация имущества, административный арест и уголовное преследование, принудительное психиатрическое лечение, угрозы лишения гражданства», – заключают правозащитники.