С момента Чернобыльской катастрофы прошло 37 лет, но проблема атомной станции никуда не ушла. Последствия аварии до сих пор дают о себе знать, об этом свидетельствует кратный рост сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, однако вопрос влияния катастрофы на здоровье нации продолжает игнорироваться. Беларусский ученый и специалист в области радиационной медицины Юрий Бандажевский рассказал, как Чернобыльская катастрофа до сих пор отражается на здоровье беларусов и почему необходима профилактика.
Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года, стала крупнейшей техногенной катастрофой ХХ века. Беларусь оказалась наиболее загрязненной территорией — около 23% территорий оказались загрязнены радионуклидами. Ежегодно упоминаний об аварии становится все меньше, а все действия нелегитимных властей по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС направлены на возвращение в хозяйственный оборот загрязненных радиацией земель. Однако последствия аварии на ЧАЭС никуда не исчезли, большая часть территорий по-прежнему заражена, а с момента аварии и по сей день в Беларуси увеличивается заболеваемость сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями.
Рост заболеваемости связан именно с аварией на ЧАЭС, уверен Юрий Бандажевский — беларусский ученый, доктор медицинских наук и специалист в области радиационной медицины. Уже несколько десятилетий Бандажевский изучает влияние малых доз радиации на здоровье человека. Этой проблемой он занимался еще в Беларуси и не раз критиковал власти за халатное отношение к последствиям Чернобыльской катастрофы — за это он подвергся политическому преследованию. Теперь он занимается исследованиями этого вопроса в Украине, где возглавляет Киевский координационный аналитический центр «Экология и здоровье».
Патология последствий Чернобыльской трагедии велика
По словам Бандажевскего, все его негативные прогнозы о влиянии радиации на здоровье людей подтвердились. Сейчас в Беларуси фиксируется огромный рост онкологических заболевания, кроме того, очень высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, люди имеют серьезнейшие нарушения обмена веществ, а также на территории нашей страны большое количество бесплодия. Остальные болезни и патологии пытаются спрятать. В Беларуси генетические исследования не проводились, однако исследования в Украине показали нарушения обмена жизненной важной и незаменимой аминокислоты (метионина) у более 70% детей, даже среди тех, у кого хорошая генетика.
«Это очень важная аминокислота, от нее зависит весь организм и возникновение онкологических проблем и сердечно-сосудистых заболеваний. Иммунитет, а также эндокринная и сердечно-сосудистая система — все это взаимосвязано. Отсюда внезапные смерти от инфарктов и инсультов в молодом возрасте. Врачи разводят руками и находят разные причины, они могут быть существенными, но не настолько, чтобы здоровый человек внезапно скончался», – поясняет специалист.
Заболеваемость нельзя просто наблюдать, считает Бандажевский. И недостаточно статей в научных журналах, если на них нет реакции общества, медицинской общественности и государства. Как отмечает эксперт, онкологические заболевания щитовидной железы — единственное, что относят к последствиям Чернобыльской трагедии, при этом считается, что им подвержены лишь ликвидаторы и те, кто проживал на загрязненных территориях. Однако Бандажевский опровергает это и утверждает, что патология чернобыльских последствий не заканчивается на этих заболеваниях.
«Наш организм — это целостная композиция, нельзя рассматривать отдельные органы. Когда радионуклиды попадают в организм — внутренние органы, головной мозг и весь организм поражается вместе. Дальше все просто, если генетика слабая — может быть поражена поджелудочная железа в виде тяжелейшего диабета, может быть сердечная патология в различном виде, проявляющаяся инфарктами и инсультами, могут возникнуть онкологические проблемы», – говорит специалист.
«Для того, чтобы не было болезней, нужно убрать условия, которые создают эту болезнь»
На базе патологий основывается вся профилактика здоровья, подчеркивает Бандажевский. И профилактикой человек не может заниматься в одиночку, ведь даже если человек будет делать все возможное по индивидуальной профилактике, он вынужден жить среди общества и потреблять те продукты питания и дышать тем же воздухом, как и другие. Профилактикой должна заниматься государственная машина, и дело здесь не в количестве больниц.
«Больницами не лечат заболевания, просто облегчают исход, лечит государство своими методами социальной и экономической защиты, с учетом экологии и с учетом профилактической медицины. Для того, чтобы не было болезней, нужно убрать условия, которые создают эту болезнь, потому что когда есть болезнь — просто достигается ремиссия в определенный момент, болезнь не затихает и не уходит», – отмечает специалист.
Государству проще скрыть статистику, чем заботиться о здоровье беларусов
Однако так как на государственном уровне никто ничего делать не стал, а даже наоборот — те территории, которые были непригодны для жизни и для посевов урожая, были исключены из зараженных и стали использоваться. Государство попыталось убедить общество, что территории безопасны для проживания, а для продуктов питания ввели коэффициент опасности. Например, для молока установили порог нормы цезия — 100 беккерелей и говорят, что показатель 90 — безопасный для употребления, но в реальности безопасная норма — 0 беккерелей, подчеркивает Бандажевский.
Еще при советской власти продукты с грязных территорий смешивали с продуктами с чистых территорий, чтобы общий уровень был в норме. Об этом свидетельствуют исследования, которые проводились самим Бандажевским, они показали, что показатели цезия в организме были одинаковые как у детей с наиболее пострадавшей Гомельской области, так и у детей с Гродненской области — менее затронутой радионуклидами.
«На государственном уровне никто ничего делать не стал и сейчас остался путь только один — скрывать статистику. Еще раньше можно было получить статистику по конкретным заболеваниям, сейчас она вся скрывается. В нашей стране государству проще сказать, что никаких заболеваний, связанных с радиацией, нет. В этом весь трагизм ситуации — вместо того, чтобы контролировать весь уровень радионуклидов, которые попадают с продуктами питания в организм, нам говорят, что можно использовать загрязненные территории», – говорит эксперт.
БелАЭС негативно влияет на здоровье беларусов
Кроме того, государство продолжает игнорировать вопросы безопасности БелАЭС, инциденты на Островецкой станции подтверждают опасность ее работы. Как утверждает Бандажевский, на территории Беларуси радионуклиды были и до Чернобыля, авария увеличила их в разы, и в случае, если на БелАЭС что-то произойдет — это будет очередная трагедия. Но и сейчас АЭС негативно влияет на здоровье беларусов. Специалист в области радиационной медицины отмечает, что, согласно мировым исследованиям, возле атомных станций увеличивается количество случаев рака щитовидной железы среди жителей. И Беларусь здесь — не исключение.