Бизнесмен Александр Мошенский, известный в народе как «рыбный король», много лет поддерживает Лукашенко и получает льготы от государства. Тем не менее Мошенский все еще не находится под санкциями и спокойно продолжает вести бизнес за рубежом. Как ему удается избежать санкций ЕС? Рассказывает Беларусский расследовательский центр.

На летней пленарной сессии парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге депутат от Исландии Торхильдур Сунна Эварсдоттир с трибуны заговорила о Беларуси. А точнее, о выдающемся беларусском бизнесмене Александре Мошенском,  основные активы которого — компании, работающие под брендами «Санта Бремор» и «Савушкин продукт». Депутат считает, что он должен был оказаться в санкционных списках ЕС.

С Исландией Мошенского связывают почти два десятилетия дипломатических и бизнес-отношений. В 2006 году он даже стал почетным консулом страны в Беларуси. Эти связи могли спасти его от европейских санкций, выяснили наши коллеги из издания Heimildin. По их данным, представители исландского МИД сделали более 30 звонков в ЕС, лоббируя интересы Мошенского. Он действительно был под ударом: летал с Лукашенко на правительственном лайнере, поддерживал его на выборах, получил орден из его рук.


Вероятная причина, по которой санкции обошли Мошенского стороной, — он не получает экономические выгоды от связей с беларусскими властями. Расследователи БРЦ выяснили, так ли это на самом деле.

Мошенский связан с Лукашенко, но все еще не попал под санкции

Бизнесмен не первый год имеет связи с беларусскими властями. В 2010 году Мошенский был доверенным лицом Лукашенко на выборах и поддерживал его политику. Через два с половиной года бизнесмен получил от него орден за заслуги перед отечеством. Тогда же по личному распоряжению Лукашенко и без проведения аукциона «Савушкин продукт» купил два государственных завода. Мошенский как минимум один раз летал в Катар в правительственном самолете вместе с Лукашенко. Летал владелец «Санта Бремор» в одном самолете и с сыном Лукашенко Дмитрием — как минимум два раза.

Кроме того, Мошенский скупил несколько госзаводов без конкуренции и торгов. И уже 25 лет его предприятие пользуется налоговыми льготами, позволяющими платить налоги в разы меньшие, чем предприятия-конкуренты. А вот прибыль получать в разы больше!

Предприятие «Санта Бремор» с момента основания в 1998 году находится в свободной экономической зоне «Брест». В начале оно выпускало новый для страны продукт — филе сельди в вакуумной упаковке. Сейчас это уже не новинка, но «Санта Бремор» все еще резидент СЭЗ и получает льготы от государства.

Например, компания не платит налог на прибыль, если продает свою продукцию на экспорт. По подсчетам БРЦ, только за последние три года это помогло предприятию «сэкономить» почти $32 млн. За эти деньги можно построить хорошо оснащенную поликлинику на 800 посетителей и школу на 720 мест.

Многие беларусские бизнесмены поплатились за близкие связи с Лукашенко и членами его семьи. К примеру, Александр Шакутин и Сергей Тетерин, которые, как и Мошенский, летали в Доху с Лукашенко, попали под санкции Евросоюза. В черный список их включили не только за связи с властями, но и за получение от этого личной выгоды. Мошенского в подобном не упрекали.

Офшоры и налоговые махинации — к бизнесу «рыбного короля» стоит присмотреться внимательнее

БРЦ в партнерстве с коллегами из LRT (Литва) и Heimildin (Исландия) при поддержке «Киберпартизан» и OCCRP нашли еще несколько фактов, которые дают повод внимательнее присмотреться к бизнесу «рыбного короля».

«Санта Бремор» позиционирует себя как предприятие с немецким капиталом, якобы благодаря ему в Беларусь идет иностранный капитал. Но, как оказалось, немецкого в компании Мошенского почти нет. По официальным данным, основную долю в компании контролирует Александр Мошенский: 50% — напрямую, еще 15% — через подконтрольную беларусскую фирму «Санта-Сервис». Оставшиеся 35% «Санта Бремор» принадлежат немецкой фирме Bre Meer GmbH. Корнями немецкая компания корнями уходит в оффшорные юрисдикции. Оффшорные компании принадлежат самому Мошенскому и его дочери — Яне Мошенской.  

Расследователи БРЦ не утверждают, что Александр Мошенский замешан в каких-либо финансовых преступлениях. Однако наличие компаний в офшорных юрисдикциях — это повод присмотреться к его бизнесу.

Кроме того, БРЦ нашел налоговые махинации Мошенского в Литве. Именно через порт Клайпеды на беларусское предприятие «Санта Бремор» едет рыба. И для этого в Литве основано другое предприятие — Santa Trade. С момента основания и до сих пор Santa Trade работает с отрицательным капиталом, но не банкротится за счет займов от офшоров Мошенского. Сделки между фирмами похожи на кредитную карусель с признаками занижения налогов.

Мошенский пояснил, как работают компании, но на вопросы отвечать не стал

БРЦ попросил Александра Мошенского прокомментировать его совместные перелеты с Александром Лукашенко, управление офшорными компаниями, наличие бизнеса в Литве и кредитную карусель с признаками занижения налогов, в которой участвуют связанные с ним фирмы. Он отказался отвечать на эти вопросы:

«Оставлю в стороне те из ваших вопросов, которые затрагивают лично меня и мою семью, а также вопросы, цель которых — причинить вред мне и другим людям. В этой части могу лишь пояснить, что все компании, к которым я имею отношение, создавались и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством».

Полное расследование читайте по ссылке.

Ранее

Новости регионов: безнаказанные россияне с оружием и профильный класс для прокуроров

Далее

Евросоюз ввел новые санкции в отношении Беларуси 

Читайте далее