Одни называют это «поляризацией», другие — «расколом». Но суть остается одна: в беларусском обществе назрел ценностно-политический конфликт. О том, как преодолеть этот раскол, рассуждает политолог и директор Центра новых идей Леся Рудник в колонке для «Банка идей».

Сегодня Беларусь является страной с высокой степенью политической поляризации. Эту проблему придется решать одной из первых, после падения режима Лукашенко. Политолог и директор Центра новых идей Леся Рудник рассуждает, как преодолеть этот раскол.

Поляризация несет угрозу перспективам демократии, потому, что вместо искреннего изучения политических вопросов, люди автоматически поддерживают «своих» и ненавидят «чужих». Политики, медиа, лидеры политической мысли транслируют необходимость выбирать между черным и белым. Политическая поляризация — сложный феномен, ведь он связан не только с политическими взглядами, но и с аспектом морали. Часто линия раскола проходит по ценностным и моральным установкам, которые намного более глубинные и длительные, чем политические преференции.

Примирение политических элит

В демократических обществах, политическая поляризация — нормальное временное явление, например, во время избирательных кампаний. Однако, беларусская ситуация отличается от демократической. Ведь одна политическая сила удерживает власть силой, ограничивает возможности своим конкурентам вести политическую борьбу, а людям эту политическую силу поддерживать просто опасно.

Очевидно, что примирение между элитами возможно только в случае готовности двух сторон к началу диалога. В ситуации, когда непубличные переговоры этих сторон невозможны, транслировать эту готовность можно через публичное пространство либо через медиаторов. Публичные заявления о диалоге могут вызвать недоразумение электората, поэтому вряд ли стороны к этому готовы.

Медиатором может выступить международное сообщество, конкретные страны либо международные организации. Однако важно, чтобы это не превратилось в переговоры международного сообщества и Лукашенко. Сегодня Запад не может предложить такие стимулы, которые одновременно устроят режим Лукашенко и демократические силы. В этой ситуации остается вырабатывать новые стимулы либо отпустить надежду на переговоры и ждать коллапса режима.

Если обе стороны готовы к здоровой политической конкуренции, решать трудные политические вопросы, по которым проходит линия раскола в обществе, можно через механизмы голосования либо референдумов. Если граждане будут уверены в прозрачности подсчета голосов, а политические оппоненты будут готовы бороться за электорат по правилам игры, такой способ может стать быстрым решением острых политических вопросов в период примирения. 

Политизация нейтралов

На примере Беларуси мы видим, что оба лагеря политических оппонентов активно высказываются в риторике «мы — они», разделяют сторонников по линии политических и ценностных взглядов. С одной стороны, это усиливает единство, с другой — поляризует общество еще сильнее, что ведет к росту нейтральной части населения.

Предотвратить деполитизацию нейтральной части населения может политическая сила, которая будет представлять интересы этой части общества. У нейтралов должны появиться свои политические представители, которые позволят занимать политическую позицию без принуждения избирать лагерь правящей власти или демократических сил.

Другими словами, нейтралы должны стать центристами между режимом и демократическими силами. Кто станет этой силой? В сегодняшних условиях отвечать на этот вопрос рано.

Фото: Reutres

Ранее

Литва заморозила около 30 млн евро беларусских активов

Далее

Беларусы стали больше тратить. Что покупают? 

Читайте далее