Украина постепенно меняет свою позицию к процессам в Беларуси, а президент Украины Владимир Зеленский уже не раз открыто заявлял, что победа в войне над Россией откроет возможности для народов Беларуси, Молдовы и Грузии. С исторической точки зрения режим Лукашенко не имеет шансов на долгое существование. Об этом заявил советник Офиса президента Украины Михаил Подоляк в разговоре с советником Светланы Тихановской по межпарламентскому сотрудничеству Анатолием Лебедько. О стратегии офиса Зеленского по Беларуси, правовых проблемах беларусов в Украине и многом другом политики поговорили в прямом эфире. Рассказываем самое главное.
Президент Украины Владимир Зеленский постепенно меняет свою позицию касательно процессов в Беларуси — он прямо заявляет, что после победы Украины в войне и падения режима Путина в РФ в Беларуси и других странах должна начаться новая демократическая эпоха, заявил советник Офиса президента Украины Михаил Подоляк.
Политик отметил, что Лукашенко воспринимался украинской стороной как человек, который давно добровольно отказался от субъектности, а после 2020 года он и вовсе стал человеком, «удерживающим Беларусь в заложниках». Поэтому до начала полномасштабного вторжения России в Украину руководство страны продолжало отношения, но не в политическом аспекте, а скорее в рамках банальной формулы «купи-продай». В настоящее время власти Украины следят за ситуацией в Беларуси и понимают, что Лукашенко поддерживает меньшая часть населения и с исторической точки зрения такой строй имеет мало шансов на долгое существование.
В Украине Лукашенко не воспринимают всерьез: «Он кликуша»
Лукашенко долгое время был самым популярным иностранным политиком в опросах украинцев, отметил Анатолий Лебедько. Будучи в Киеве, политик выяснил отношение украинцев к Лукашенко, теперь большая часть населения к нему относится негативно и считает предателем. Почему же Лукашенко раньше был настолько популярен?
Причиной такой популярности Лукашенко в Украине было банальное незнание, считает Михаил Подоляк. Именно это незнание порождало ощущение, что в Беларуси перспективная экономическая система, есть деньги, есть социальные программы и т.п. Долгое время подобное незнание было и о России. После начала полномасштабной войны отношение общества к Лукашенко кардинально поменялось, ведь он стал соучастником военных преступлений. При этом политик отмечает, что он скорее не предатель, а приспособленец «максимально непрофессиональный и неинтеллектуальный». Подоляк также рассказал, что ни на одном из уровней украинской власти Лукашенко не воспринимается серьезно.
«Мы его воспринимаем как VIP-агитатора путинского призыва, уровня бывшего президента РФ Медведева. Вот это примерно два сапога пара, которые делают примерно одну и ту же работу: они должны пугать глобальные элиты, должны делать какие-то угрожающие заявления. Лукашенко — это такая кликуша. И всегда таким был. Если анализируешь его заявления, то это пустота, они всегда противоречивы. Поэтому серьезно у нас к Лукашенко никто не относится ни на одном из уровней власти. Мы не видим у него политических перспектив, не видим перспектив, чтобы он пережил крушение России, не видим перспектив политика, который что-то может предложить Беларуси. Еще раз подчеркну, что он держит Беларусь в заложниках. Поэтому к нему естественно негативное отношение», – комментирует Подоляк.
«Макей был единственным мыслящим человеком». Его могли убить?
В первые дни начала полномасштабного вторжения России в Украину стороны предприняли несколько попыток дипломатического урегулирования конфликта. Переговоры прошли в Беларуси на территории Гомельской области, с украинской стороны в них участвовал, в том числе, и Михаил Подоляк. На проведении переговоров в Беларуси настаивала российская сторона, и Лукашенко это нравилось, потому что в такой ситуации «он ощущает себя в качестве субъекта большого политического процесса».
С беларусской стороны в них принимал участие почивший глава МИД Владимир Макей. По мнению Подоляка, Макей единственный человек, который реалистично мыслил в окружении Лукашенко.
«Он понимал те последствия, которые принесет война на территорию Беларуси, имеется в виду не прямые боевые действия, а тот хаос, который война породит, в том числе, в Беларуси. Соответственно, он старался так или иначе посодействовать урегулированию не на условиях России. Он понимал, что ультимативные требования Российской Федерации невыполнимы. Безусловно, у него был ограничен мандат действий», – комментирует Подоляк.
Вероятно, Макей, как и многие люди в окружении Лукашенко, боятся российских спецслужб, считает Подоляк. Он предполагает, что и сам Лукашенко имеет животный страх. Но Макей не просто испытывал страх, он находился в двойственном, а может даже шизофреническом положении.
«Он понимал, в какую сторону все развивается. Он во многом глубже понимал природу этой войны и неадекватность поведения России. Но, на мой взгляд, он не мог высказать все в том объеме, в котором хотел. И поэтому он находился в не просто противоречивом состоянии, а в двойственном, шизофреническом. Понимая реальную подоплеку войны, он в то же время должен был играть в игру, что разделяет внешнеполитическую концепцию Лукашенко», – считает Подоляк.
Подоляк не исключает, что смерть Макея может нести неестественный характер. Однако политик подчеркивает, что у него нет доказательств и данных о том, что смерть была неестественна. «Но учитывая неадекватность Лукашенко и неадекватность его партнеров из Российской Федерации, как версия, как предположение, такое может быть».
Украина ищет пути решения правовых вопросов беларусов в стране
Неурегулированные правовые вопросы беларусов в Украине, в том числе Полка Калиновского, добровольцев и волонтеров, невозможно решить сейчас в полном объеме. Но ищутся системные решения и будет организованна неформальная группа, которая будет реагировать при возникновении кризисов, отметил Михаил Подоляк.
Политик подчеркнул, что в Украине ко многим беларусам, которые настроены продемократически, относятся с большой симпатией. Но официальный Минск приложил немало усилий для дискредитации беларусского общества.
«Не существует ни одного сценария, в котором Беларусь не будет независимой, демократической и свободной страной», – заключил Подоляк.