Образование в Беларуси в последние годы нацелено на воспитание покорных режиму беларусов. Помимо уклона на «патриотизм» и идеологию режима, образование все больше превращается в узаконенное рабство. И предложение ввести обязательную отработку для «платников» тому пример. Почему режим взялся за образование? И что противопоставить этому за пределами страны? Рассуждает кандидат педагогических наук, методолог и делегатка КС Светлана Мацкевич.
Фото обложки: Светлана Мацкевич. Источник фото: Белсат
За последние два месяца нелегитимные власти провели несколько совещаний по вопросу функционирования системы образования. Все они проводились в режиме демонстрации «силового» подхода: главными действующими лицами были прокурор страны, представители госконтроля, министр образования и множество лиц, которые в торжественной обстановке внимали каждому слову главного «педагога» страны.
Вопрос образования всегда рассматривался и продолжает рассматриваться как ключевой, а с 2020 года как основной, в части демонстрации своего идеологического превосходства в условиях политического и гражданского противостояния. Похвастаться успехами в других областях государственного управления: экономике, международных отношениях, социальной политике властям просто нечем. Приходится закрывать быстро и в оперативном режиме «дыры», возникающие в результате введенных санкций, дружбы с российским агрессором, сокращением рабочей силы на рынке труда.
Поток политических репрессий не останавливается, в том числе и в образовании. Показательные и «тихие» увольнения преподавателей по замыслу должны всех напугать и дисциплинировать, все вернуть к состоянию до 2020 года. Система должна функционировать бесперебойно, особенно в части управления умами.
Образование — сфера, где нужно закрепить так называемую моральную победу
Поэтому именно образование рассматривается как сфера, где нужно закрепить так называемую моральную победу, завершить этап политического кризиса, поставить точку. А заодно и подготовить всех к очередному витку запланированных выборов 2024 года, настроить систему на традиционную фальсификацию, обеспечить видимость массовой поддержки. Образование как машина избирательных комиссий, пропаганды, учета и контроля, являлось и продолжает оставаться основным механизмом и инструментом бесперебойной фальсификации. Не по смыслам и содержанию, а по налаженности системы управления и привычности ритуалов.
Каждый день тысячи родителей отправляют детей в школу, каждый день тысячи студентов и преподавателей приходят в аудиторию и смотрят на портреты единственного, чинопочитание и страх менеджеров, памятники «пионеру и пионерке», военную выправку замов по идеологии и т.п. И этот ритуал обучает гораздо сильнее, чем вербальная трансляция предметных знаний, научение правописанию, т.н. компетенциям и альтернативное информирование в Интернете.
Продемонстрировать режиму нечего: из архивов достают советские штампы и демонстрацию силы
По смыслам и содержанию режиму продемонстрировать нечего, кроме как вытащить из архивов советские штампы и демонстрацию силы. Около 30 лет повестка дня неизменна и набила оскомину: обсуждается необходимость трудового воспитания, распределение студентов, оплата за обучение, регулирование рынка труда (хоть это совсем не рынок, а плановая экономика), тестирование и поступление в вузы, организация питания и транспорт в школы.
И, конечно, больная тема — оплата труда педагога под лозунгом сохранения статуса педагогов и т.п. Но стоит заметить, что тема статуса беларусского педагога ушла в небытие. Какой статус? Педагоги просто должны слушаться и подчиняться. Поэтому вопрос дисциплины и наведения порядка — самое главное. Происходит удивительный перевод темы, откровенное манипулирование общественным сознанием и отвлечение общественности от реальных проблем в образовании.
Набор штампов в этой ситуации не столь важен. Важна демонстрация приоритетов: сила, учет и контроль под видом хозяйственности и наведения порядка. Поэтому лица прокурора, председателя Госконтроля, главы ЦИК, послушных ректоров будут еще долго мелькать на экранах телевизоров и на совещаниях по образованию.
Важны не смыслы, а долбеж и регулярное повторение этих штампов. Важны не численность студентов, не процедура тестирования или оплата за обучение, не английский язык, а то, что большинство (в том числе альтернативные СМИ, независимые эксперты и политики) на это «ведутся», вступая в игру по заданным правилам главнокомандующего. Начинают обсуждать и реагировать на вброс тем, а не на действия главного игрока и организацию противодействия, выдвижение своей повестки дня и создание альтернативных моделей беларусского образования.
Режим возводит «железный занавес» в сознании людей
Власть методично и уверено проводит линию разлома внутри гражданского общества, возводит свой «железный занавес», не столько территориально, сколько в сознании людей, закрепляет нормы и правила на подконтрольной территории.
И вопрос не столько в примитивной интерпретации обучения английскому языку или в исключении Беларуси из Болонского процесса, а в четком проведении границы между всем как бы «западным» и «своим», имперско-авторитарным, между как бы разными беларусами (моўнымі ці немоўнымі, напрыклад), в закреплении своей власти не по праву, а по факту силы.
Что можно противопоставить этому за пределами страны?
Ответ прост, но сложен в исполнении. Бездумной манипуляции и бессмыслице можно и нужно противопоставить новые современные смыслы и содержание образования, а также практику альтернативного, системно организованного образования. Не просто западного образования, а именно беларусского и европейского образования по принципу.
Образование должно быть свободным, образование по содержанию должно научить мышлению. Образование должно стать нашим, без оглядок на чушь и потешную ритуальность. И такие возможности есть.
Человеческий ресурс, лучшие педагоги и культурные деятели, выброшенные за пределы беларусского образования, продолжающие учить, писать, думать внутри страны, современные формы образования (дистанционное, сетевое, неформальное и др.), сообщества становятся именно тем ресурсом, который позволяет закреплять иную власть — интеллектуальную, и стирать искусственно воздвигаемые границы внутри гражданского общества страны.