Правозащитники сообщили, что в Беларуси готовится амнистия, приуроченная к «80-летию освобождения страны от немецко-фашистских захватчиков». Могут ли освободить кого-то из политзаключенных?
Об амнистии в Беларуси рассказал председатель Верховного суда Беларуси Валентин Сукало на встрече с родственниками осужденных. Это произошло еще в начале октября, но правозащитники узнали об этом только сейчас. Дело в том, что Сукало предложил подождать выборов в конце февраля, а потом принять закон об амнистии. Кого именно отпустят — пока неизвестно.
На протяжении последних пары лет Лукашенко пытается не упускать возможность политического торга. Например, режим пытается добиться послабления санкций взамен на освобождение политзеков, но есть проблема. Евросоюз выступает за полное освобождение всех политзаключенных без компромиссов. Ведь отпускать единицы, при этом продолжая репрессии, — это прикрытие и «видимость демократии».
«С одной стороны, говорят об амнистии, с другой — проходят политические процессы за закрытыми дверями. А затем они осмеливаются на недопустимый и очень опасный шаг по задержанию дипломата», – говорил представитель ЕС по внешнеполитическим вопросам Петер Стано в интервью DW.
Надежды на амнистию
Прошлую амнистию посвятили «Дню народного единства» в 2022 году. В тот раз более 8 тысяч осужденных освободили от отбывания наказания или сократили сроки. При этом политзеков и «террористов» с «экстремистами» это не затронуло.
За последние годы некоторые заключенные все же оказались на свободе. Среди них Юрий Чиж, который когда-то был другом Лукашенко. С ним на волю вышли несколько политзаключенных — пенсионерка Галина Михальчук (точные причины освобождения женщины до сих пор неизвестны) и журналист «Радыё Свабоды» Олег Груздилович. Однако, вопреки расхожим суждениям, мужчину выпустили не по амнистии, а по прошению о помиловании. Поэтому от новой амнистии многого ждать не стоит. Тенденция говорит о том, что «политических» она обычно обходит стороной.