Неучастие Лукашенко в недавнем одноименном международном форуме высокого уровня в Пекине посеяло подозрения, что «железное братство» между Беларусью и Китаем начало ржаветь. Старший исследователь Центра новых идей Павел Мацукевич анализирует состояние беларусско-китайских отношений как фрагмента глобального проекта «Один пояс, один путь».
Фото обложки: Reuters
За 10 лет существования проекта «Один пояс, один путь» к нему подключились 151 страна и 32 международные организации. Беларусь в их числе. Китай позиционирует проект как бескорыстный вклад китайского правительства в виде финансовых средств и технологий, но это не совсем так. Считается, что инициатива привлекла инвестиции почти в 1 трлн долларов и создала более 3 тысяч совместных проектов, а по прогнозу Всемирного банка, к 2030 году еще и обеспечит 420 тысяч рабочих мест в странах-участницах.
Тем не менее первоначальные ожидания от китайской инициативы не оправдались. Грузы между Европой и Азией по-прежнему перевозятся в основном морем. Вложенный Китаем за эти годы триллион долларов представляет собой преимущественно кредиты, за счет которых Пекин так или иначе привязывает к себе страны.
Для Беларуси проект «Один пояс, один путь» явился благом и таковым выглядит по сей день. На фоне санкций и изоляции китайский транзит в Европу и наоборот контейнерными поездами через Беларусь — остается единственным фактором беларусской транзитной привлекательности.
Проект «Один пояс, один путь» предоставляет несомненные возможности для укрепления самостоятельности Беларуси за счет углубления всестороннего сотрудничества с Китаем. На сегодня эти отношения — единственный осязаемый инструмент укрепления суверенитета режимной Беларуси на фоне ничем больше не сдерживаемой (в условиях изоляции и санкций Запада) зависимости от России.
Китайское предупреждение или просто прогул?
Беларусь планировала участие в форуме «Один пояс, один путь» еще в июне. Об этом говорил как сам Лукашенко, так и глава МИД Сергей Алейник. В обоих случаях уровень беларусского представительства не уточнялся, но участие именно Лукашенко выглядело вполне естественным и логичным.
Версию об отсутствии приглашения можно отмести сразу, иначе на форум от Беларуси не поехал бы вообще никто, беларусскую делегацию возглавлял председатель Госконтроля, а также глава ЕЭК Михаил Мясников, который поддувал в «беларусскую дудку».
Форум, не будь приглашения, вряд ли бы освещался в официальных беларусских СМИ, а он освещался, и там даже работал корреспондент госТВ.
Версию о неучастии в форуме из-за токсичности режима можно тоже считать несостоятельной. Во-первых, речь идет о собственном мероприятии Китая, где именно он полноценный хозяин своим приглашениям. Во-вторых, токсичность Путина как минимум не меньше, чем у Лукашенко, хотя и имеет иную природу. На фоне участия Путина приглашение Лукашенко выглядит совершенно безобидным.
Причины неучастия Лукашенко могут быть разными. И прозаическими — допустим, состояние здоровья в те дни не позволило длительный перелет, и политическими — отсутствие согласия Си Цзиньпина на двустороннюю встречу из-за плотности графика на форуме или отсутствия тем для обсуждения.
Тот факт, что Китай на международной конференции по евразийской безопасности в Минске представлял лишь временный поверенный в делах, тоже может считываться как дурной знак. Однако дело тут может быть во внутренней повестке, кадровых чистках в Китае.
Какие-то иные видимые поводы подозревать неладное в беларусско-китайских отношениях отсутствуют. Стороны в принципе используют любые возможности для двусторонних контактов, что подтверждается недавними встречами главы МИД Беларуси с китайскими коллегами на полях саммита БРИКС в Йоханнесбурге, а также сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Свидетельством продолжения отношений является и официальный визит в Китай министра обороны Беларуси, стартовавший на этой неделе.
Торговля, можно сказать, бурлит. С 2022 года Китай второй по значимости внешнеторговый партнер Беларуси, а по части поставок различного оборудования — уже, наверное, первый. Согласно китайским данным, с января по август товарооборот Китая и Беларуси достиг 5,83 млрд долларов, увеличившись в годовом исчислении на 97%. Объем экспорта из Китая в Беларусь составил 3,85 млрд долларов, увеличившись почти на 119%. Объем поставок из Беларуси в Китай за 8 месяцев принес 1,99 млрд долларов, увеличившись на 65% по сравнению с прошлым годом.