Белстат радует нас новыми рекордами — годовая инфляция в стране составляет небывалые 2%. Эксперты не верят в то, что цифра реальная, а беларусы не ощущают на своих кошельках, что «жить стало лучше, жить стало веселей». Экономисты проекта «Вашы грошы» помогают разобраться с происходящим с помощью индекса ЧаркаШкварка (ЧШ).
Сравнивая стоимость 100 граммов бескостной свинины и 100 граммов водки (чарки и шкварки) год назад и нынешнюю стоимость, экономисты точно рассчитывают годовую инфляцию и сравнивают ее с официальными показателями роста цен.
Беларусы ожидают рост цен, об этом свидетельствует опрос населения, проведенный Нацбанком. В сентябре ожидаемая в следующие 12 месяцев инфляция составила 11,2%, а ощущаемая инфляция — 11,3%. Выходит, что население предчувствует скорое увеличение темпов роста цен. И даже чиновники это не скрывают, так как понимают последствия дальнейшего сдерживания рынка.
Если говорить очень просто, сегодня система предпринимает отчаянные меры в надежде оттянуть неизбежное — момент, когда накопившийся кризис станет очевиден буквально всем жителям страны. В правительстве пробуют запретить производителям реализовывать свою продукцию дороже искусственно созданного потолка, после кричат ценам «стоять», вынуждая затянуть пояса всю торговлю. При этом другой рукой они же запускают печатный станок, увеличивают заработки в госсекторе, раздувают бюджетные расходы. Объем денег в экономике увеличивается, а товаров больше при этом не становится, производительность не растет.
«Проблема в том, что все эти меры по стимулированию экономики, как и любой другой популизм, работают лишь на короткой дистанции. После все равно приходится расплачиваться — возникает ценовой навес (разница реальной рыночной цены и замороженной стоимости), который однажды неминуемо рухнет», – добавляют эксперты.
Инфляция достигла 12%
Сравнивая графики изменения инфляции за последние годы с графиком чаршкварфляции, становится видно, что разрыв между этими двумя показателями рос, начиная с начала 2023 года, после объявления Лукашенко акции «Стоп-цена».
Сегодня годовая чаршкварфляция находится на уровне 12%. Забавно то, что приблизительно этот показатель указывается экспертами как реальная инфляция. К этому показателю близки ощущения у людей.
О чем говорят эти расхождения?
О старых истинах, которые пытаются не замечать. Как ни грози производителям и торговле карательными органами, рано или поздно у всех, кого пытаются доить, закончатся финансовые ресурсы. Бояться будет не за что, и обескровленные предприятия начнут массово сворачивать свою работу. Спасая ситуацию, придется отпускать цены, и тогда они подскочат прилично. Или в лучшем случае будут бодро расти в течение нескольких месяцев, догоняя реальную инфляцию.
Добавьте к этому нарастающую инфляцию в России, которую никак нельзя игнорировать, потому что мы вынуждены потреблять все больше товаров именно от восточного соседа, не имея иной внятной альтернативы.
И, наконец, еще один фактор — рынок уже перегрет неоправданно завышенными заработными платами. Мы видим красивые цифры, но соответствуют ли они действительности?
«Если мы посмотрим на изменения динамики средней зарплаты в стране и сравним ее с тем же показателем, выраженным в чарках и шкварках, то увидим любопытную картину. Белстат заявляет, что реальные зарплаты (то есть зарплаты с учетом официальной инфляции) выросли на 16,1% по отношению к прошлому году, а вот если перевести их в ЧШ, окажется, что показатель намного скромнее — 6%», – комментируют аналитики.
А что в регионах?
В регионах расхождение между реальной и чаркошкварочной зарплатой везде практически одинаковое — в районе 10%. Причем, если несколько месяцев назад наметилась тенденция к сокращению разницы, то уже в сентябре разрыв вновь начал увеличиваться.
«Судя по всему, уже даже чиновники видят ситуацию, но без разрешения боятся начать ее решать. Инициатива никогда не была их сильной чертой», – заключают экономисты.