В беларусской тюрьме отбывают сроки более 30 тысяч человек. Этот показатель стабилен последние пять лет, но при этом власти продолжают заявлять, что количество преступности в стране уменьшается. Организация Wisevoter признала Беларусь одной из лидирующих стран по количеству заключенных на душу населения. Эксперты объяснили изданию DW, почему так происходит.
Статистика
На сто тысяч населения в Беларуси приходится 345 заключенных. У соседей ситуация выглядит так:
Россия — 329,
Польша — 288,
Литва — 139,
Латвия — 130,
Украина — 129;
ТОП-1 в мире по количеству заключенных занимает США — там 664 человека на каждые 100 тыс, Беларуси же определили 11-е место рейтинга.
Политзаключенные получают большие сроки
Юрист «Вясны» Павел Сапелко отметил, что в последний раз Беларусь открыто публиковала данные о заключенных в 2017 году. Сейчас режим скрывает статистику даже тогда, когда отчитывается перед ООН. Поэтому правозащитникам приходится собирать статистику самостоятельно. По их мнению, число заключенных в Беларуси с 2018-го почти не изменилось — более 30 тысяч.
Силовики говорят, что преступлений стало меньше. Но не уточняют каких. Стало меньше убийств, избиений, грабежей и хулиганств. Но при этом за последние три года официально зарегистрировали более 16 тысяч преступлений «экстремистского» характера, которых до 2020 года почти не было. При этом более 60% политзаключенных получили либо лишение, либо ограничение свободы.
План по преступности
Статистика преступлений в Беларуси выглядит очень планово:
2019 год — 4 505,
2020 — 3 620,
2021 — 4 643,
2022 — 4 486;
Правозащитники объясняют проседание в 2020-м тем, что силовики занимались поиском «экстремистов».
Ущерб для бизнеса
Президент Беларусской ассоциации адвокатов прав человека Мария Колесова-Гудилина отмечает, что силовики часто задерживают представителей бизнеса. Их заставляют заплатить за «ущерб», чтобы закрыть уголовное дело.
«Поэтому количество заключенных не соответствует реальной криминогенной ситуации. Все зависит от желания власти», – рассказала она DW.
В Беларуси нет альтернативных наказаний
По словам Колесовой-Гудилиной, судьи в Беларуси не принимают во внимание смягчающие обстоятельства. Почему нет альтернативных наказаний, например, для родителей с детьми, не объясняют.
Павел Сапелко объяснил это советским подходом.
«Судьи рассуждают просто: всегда так делали, и будем дальше делать».
Власти сохраняют рабочие места для силовиков
В Беларуси есть более 20 учреждений для заключенных. По словам Колесовой-Гудилиной, «эту систему нужно кормить». Ведь дело в том, что обычно колонии находятся в небольших городах и являются «хлебным местом» для местных жителей, которые там работают.
Иногда колонии могут перепрофилировать, но там все равно сохраняют рабочие места. Например, на месте колонии №5 в Ивацевичах скоро сделают ЛТП. Так уже делали с колонией в Новополоцке, которая была ЛТП три года, а потом снова вернулась в формат колонии.