В Беларуси могут начать сносить пятиэтажные «хрущёвки», оставляя лишь фундамент для новых зданий: с такой идеей недавно выступил вице-премьер Анатолий Сивак, а Лукашенко ее одобрил. Эксперты «Менскай урбаністычнай платформы» отмечают, что хоть у «хрущёвок» много недостатков, их стоит реконструировать, а не сносить.
Во время посещения строящегося квартала малоэтажной застройки Новая Околица в Минском районе заместитель премьер-министра Анатолий Сивак предложил сносить пятиэтажные «хрущевки», которые дорого ремонтировать. Лукашенко эту идею одобрил.
«У нас сегодня остаются дома, которые надо капитально ремонтировать. Они в пограничном состоянии. Можно пятиэтажку-хрущевку снести, коробку, оставив фундамент, и на него поставить», — предложил Сивак.
Возведение «хрущевок» — многоквартирных зданий без «архитектурных излишеств» было спровоцировано в 1960-е жилищным кризисом, вызванным войной и урбанизацией. Строили их из расчета на короткий срок, около 50 лет, но то рассчитывали с «запасом прочности».
Эксперты «Менскай урбаністычнай платформы» отмечают, что «хрущевки» на самом деле имеют много недостатков: плохая репутация квартир-«бабушатников», отсутствие лифтов, маленькие кухни, плохая энергоэффективность, отсутствие нормальной пространственной организации районов; часто сами дома и инженерные сети у них находятся в плохом состоянии из-за того, что их не досматривали и вовремя не ремонтировали.
Все это рождает в головах чиновников ошибочное мнение, что «дешевле снести, чем реконструировать». Но почти все перечисленные проблемы можно решить реконструкциями, капитальными ремонтами, перепланировками, коммуникацией с местными жителями.
Почему лучше реконструировать, чем сносить?
Угроза сноса зданий не даст людям свободно отделывать свои квартиры или делать ремонты: если ждешь, что через 3-5-10 лет дом снесут, так зачем делать что-то со своей квартирой. Коммунальщики также перестают ухаживать за домом, который планируют снести.
Если вместо пятиэтажек соорудят 20-этажные дома, социальная инфраструктура, рассчитанная на пятиэтажки, может не справиться с большей плотностью застройки.
Угроза сноса зданий — большой стресс для людей, которые там живут. В условиях недоверия между горожан_ками и чиновниками угроза остаться вообще без жилья или получить худшие условия — точно вызовет у людей страх.
Разрушение зданий и выселение людей разрушит комьюнити, которые складывались между соседями и соседками годами. Кроме того, многие из этих людей уже вложили много сил в то, чтобы улучшить свой двор, озеленить или модернизировать его.
В европейских странах много примеров того, как подобные старые здания реконструировали и делали очень современными и привлекательными. Наверное, и мы так можем.
На сегодня нет никакого подтверждения тому, что сносить и строить новое дешевле, чем реконструировать. Здесь нужно учитывать большое количество денег на снос, компенсацию, вывоз и утилизацию строительного мусора.