В Беларуси новый всплеск борьбы с коррупцией. Недавно прогремело резонансное «молочное дело», фигурантами которого стали 26 человек, включая экс-министра сельского хозяйства Игоря Брыло. Теперь взялись за «мясников» — по делу о коррупции задержаны гендиректор Берёзовского мясоконсервного комбината Владимир Жукович и его подельник Сергей Орлико. Это крупнейшие, но не единственные коррупционные скандалы за последнее время. Почему же Лукашенко, который узурпировал все рычаги власти в стране, не может искоренить коррупцию? Или не хочет? Отвечает редактор «Беларусского Ежегодника» Вадим Можейко.
Ущерб Беларуси из-за коррупции достиг 50 млн рублей, такие данные приводит «Экономическая газета». Только за 2021-2023 годы в стране зафиксировано более трех тысяч преступлений коррупционной направленности. И все это при режиме Лукашенко, который долгие годы славится образом непримиримого борца с коррупцией.
Недавно в стране прогремело «молочное дело», фигурантами которого стали 26 человек, 15 из них — задержаны. Главным подозреваемым по делу назвали гендиректора предприятия «Бабушкина крынка» Геннадия Скитова. В рамках этого дела задержан экс-министр сельского хозяйства и помощник Лукашенко по Витебской области Игорь Брыло.
Вслед за молочным делом прогремел коррупционный скандал на крупнейшем мясоконсервном комбинате в Берёзе (БКК). В рамках уголовного дела задержаны гендиректор БКК Владимир Жукович и учредитель ООО «Научно-производственная компания «Миттрэйд-инвест» Сергей Орликов. Предприниматель давал Жуковичу взятки, чтобы тот закупал у него специи. Пропагандисты отмечают, что взятки были в размере не менее 7 тысяч рублей раз в квартал и так минимум с 2015 года.
Директора одного из заводов города за получение взятки задержали недавно и в Бобруйске. Ни имя, ни предприятие не называется. Подобные задержания происходят во всех сферах — на днях за взятку осудили начальника филиала «Дорожно-эксплуатационного управления № 6», а руководителей Гомельского завода литья и нормалей за коррупцию отправили в колонию.
Каждый раз Лукашенко поручает чиновникам разобраться, каждый раз находят виновных и десятками арестовывают, но каждый раз все повторяется заново. Почему же Лукашенко, который узурпировал все рычаги власти в стране, не может искоренить коррупцию?
Коррупция есть во всех странах мира, вопрос в том, как на это реагирует государство и насколько государство само стремится играть по прозрачным правилам, отмечает редактор «Беларусского Ежегодника» Вадим Можейко. Действительно, на бытовом уровне в Беларуси коррупция не такая серьезная проблема, как в России или в Украине. Другое дело, что на уровне системных практик и большого бизнеса коррупционная логика заложена в государственную модель.
«Если бизнес хочет преодолеть какой-то порог, начинаются взносы в более-менее официальные благотворительные организации, в какие-нибудь подконтрольные спортивные общества, в какой-нибудь президентский спортивный клуб, или когда бизнес обязывают построить детский садик и передать бюджету. По сути, это тоже одна из завуалированных форм коррупции, просто государственного уровня», – говорит Можейко.
Авторитарные режимы могут быть эффективны, например, в борьбе с уличной преступностью, но не с коррупцией, считает эксперт. В качестве примера Вадим Можейко приводит Китай, где есть публичные казни за коррупцию, но даже такие радикальные меры в диктаторских странах не помогают ее побороть. Возможность контролировать неформальные связи и неформальные финансовые потоки — это и есть один из элементов авторитарного управления.
Когда само государство существует по неправовой модели и когда любые поборы могут возникать по указу одного человека — это уже легализует коррупцию.
«Закон не определяется демократически выбранными органами и не действует по каким-то разумным, понятным правилам, он определяется подписью одного человека, по логике: “вот этому мы повысим налоги, а вот этому мы дадим особую экономическую зону, потому что я с ним играю в хоккей. Эта система сама по себе и является олицетворением той самой коррупции. Когда говорят, что в Беларуси нет олигархов, важно понимать, что Лукашенко и есть тот самый единственный олигарх, который ситуацию контролирует», – заключает Можейко.