Служба эвакуации Фонда BYSOL объявлена победителем в номинации «Правозащитная инициатива года». Представители службы эвакуации рассказали, как и для кого работает эвакуационное направление BYSOL.
Кто может подать заявление на эвакуацию?
Команда помогает тем, чьи права нарушаются из-за политических убеждений. Внимание и помощь эвакуационной службы сосредоточено на всех людях, которым грозит политическое преследование и которым нужна помощь для их защиты.
Запросить поддержку при переходе можно через приложение Google Form, которое находится на сайте BYSOL. Если у вас есть дополнительные вопросы, вы можете сначала обратиться на горячую линию Фонда.
Сколько человек прошло эвакуацию?
За время существования команда обработала более 1800 заявок. Не все истории об экстренных выездах появляются в медиапространстве.
«Наша помощь остаётся закрытой, а как мы действуем и сколько человек уехало за всё время, станет известно, когда сменится режим. Обычно на историю одного эвакуированного человека приходится ещё как минимум пять человек, которые не хотят публично говорить о своём выезде, потому что у них есть свои причины или риски», — говорит представитель направления.
Когда стоит задуматься о переезде?
Эвакуационная команда советует думать о переезде уже после первых признаков того, что вами интересуются (или могут заинтересоваться) спецслужбы. Например, после первых звонков силовиков следует подготовить вещи. Не обязательно уезжать сразу, потому что иногда всё может закончиться только разговором, но вы должны быть готовы (иметь два «тревожных чемоданчика» — пакет вещей на случай задержания, а также рюкзак на случай эвакуации).
«Если после разговора с силовиками человек уходит с пониманием, что на него заведено уголовное дело, или что есть определенные материалы (фотографии, например), то ждать не нужно, нужно уезжать! Люди часто тянут, надеясь на справедливый суд. Конечно, такого суда в Беларуси нет. В таких случаях нужно ехать немедленно!», — говорит команда.
По словам команды, в целом, люди узнают о том, что пора уезжать, двумя способами: либо их задерживают, либо они летят в отпуск и их не выпускают, ставят печать, что они не могут выехать. Позже выясняется, что они не могут выехать из-за открытого уголовного дела. При этом материалы могли быть собраны ещё два года назад, но дела заводят только сейчас, вызывают людей, приходят с обысками.
Для небольших городов признаком того, что к вам могут прийти незваные гости, может стать задержание друзей или знакомых.
«Когда вы слышите об арестах в вашем городе, обязательно следует проверить, знакомы ли вы с задержанным, есть ли вероятность того, что у вас есть общие фотографии, переписка, ходили ли вы вместе на митинги… это «звоночек», что вам, наверное, стоит уехать, потому что обычно проверяют весь район», — говорит представитель эвакуационной группы.
Напоминаем: для безопасности вас и ваших близких очень важно иметь чистые телефоны и компьютеры, а ещё лучше – устройства с новыми, безупречными аккаунтами, зарегистрированными на беларуский номер.
Часто бывает, что люди не решаются переехать и затягивают с перездом, потому что боятся, что силовики окажут давление на их родственников и друзей. На данный момент практика преследования родственников не была замечена. Могут прийти к родственникам и спросить, куда пропал «подозреваемый», но на этом любопытство заканчивается.
Как проходит эвакуация?
«Люди часто боятся, что не смогут пройти такой путь или сделают что-то не так. Во время эвакуации мы находимся на постоянной связи и помогаем. В любой стрессовой ситуации 24/7 человек может рассчитывать на нас», — говорит представитель направления.
У команды всегда есть несколько сценариев эвакуации. Даже если невозможно иметь план на все случаи жизни, из двух заготовок всегда можно сделать третью. Когда внезапно возникает чрезвычайная ситуация, команда немедленно собирается онлайн и обсуждает ситуацию. Работа онлайн не мешает пониманию ситуации. Направление эвакуации следит, где находится человек и что с ним происходит, чтобы быстро среагировать или что-то подсказать. Если человек плохо ориентируется на местности или находится в сильном стрессе, с помощью современных технологий команда может отследить его местоположение с точностью до метра. Человеку будет достаточно просто следовать полученным инструкциям, чтобы не заблудиться и не потеряться.
Возвращаться — плохая идея
Эвакуация — это всегда более сложный путь, чем просто переезд, однако в практике команды были случаи, когда человек всё равно возвращался в Беларусь.
«Следует помнить, что когда вы бежали от преследования, когда вы сделали это просто потому, что боялись задержания, у вас были причины так думать в то время. Поэтому лучше не возвращаться. Возвращение тех, кто длительное время проживает за границей, не рекомендуется, даже если не было преследований. У нас есть случаи, хотя их немного, когда людей приходилось вывозить дважды. Человек эвакуирован, на новом месте он чувствует себя в безопасности. Проходит несколько месяцев — человек возвращается и попадает в тюрьму, три-четыре месяца проводит в СИЗО… После суда его могут перевести на домашнюю химию — и тогда снова подключается эвакуационная команда», — предупреждают представители направления.
Повторная эвакуация может не произойти, если человека сразу отправят в тюрьму. К тому же, это всегда более сложный и рискованный процесс.