В 2024 году Беларусь может ожидать попытка российской аннексии, гражданская война и бегство более миллиона жителей на Запад, такой возможный прогноз опубликовало американское издание Foreign Policy, пишет «Белсат».
Прогноз относительно Беларуси вышел в статье под названием «8 назревших угроз, которые нельзя игнорировать в 2024 году».
«Этот список не предназначен для прогнозирования; это, скорее, предупреждение обозревателей и авторов FP о том, что существует ряд горячих точек — от Абхазии до Эссекибо — которые заслуживают большего внимания, чем они получили со стороны наблюдателей за международными конфликтами и геополитическим риском», — пишет заместитель редактора Foreign Policy Саша Поляков-Суранский.
Среди прочего, эксперты издания не исключают, что Россия в этом году может в водах Ирландии повредить кабели, связывающие Европу и США, стать угрозой странам НАТО в Арктике и, переведя свой Черноморский флот из Крыма в Абхазию, создать опасность для Грузии.
Вдобавок, по мнению аналитиков, все же может разгореться территориальный конфликт между Венесуэлой и Гайаной. Гражданский конфликт в Мьянме может зацепить соседние Индию и Китай, а «Талибан» может создать реальную угрозу «политически нестабильному, экономически истощенному, растянутому в военном плане, морально несостоятельному» Пакистану. Очередной переворот в Африке может произойти в Камеруне.
Апокалипсис для Беларуси
Отдельный раздел с названием «Крах Беларуси» в материале посвящен нашей стране. Его автором является Джон Дени (John R. Deni), профессор Института стратегических исследований Военного колледжа армии США.
Он отмечает, что, несмотря на «мягкую аннексию» со стороны России, Беларусь до сих пор не превратилась в «полную марионетку» и не послала свои войска на войну против Украины. Однако, считает Дени, Кремль, «столкнувшись с кадровыми проблемами», может потребовать от Минска большего участия в войне и, если Александр Лукашенко выступит против этого, «может наконец устать от него, вытеснив его и поставив на должность еще более податливого лидера».
По мнению профессора, вследствие сильного раскола в обществе, это может привести к вооруженному гражданскому конфликту в Беларуси между сторонниками «кремлевского назначенца» и теми, кто захочет сохранить лукашенковский режим. При этом сам Лукашенко может даже попытаться убежать на Запад, чтобы не повторить судьбу Евгения Пригожина.
«Лидер беларусской оппозиции Светлана Тихановская, изгнанная в соседнюю Литву, может попытаться вернуться и сплотить антироссийские и антилукашенковские силы. В любом случае, российские военные и Службы безопасности, скорее всего, будут в этом участвовать», — считает исследователь.
По его словам, также следует ожидать массового потока беларусских беженцев в Польшу, Литву и Латвию — около 1,3 млн человек.
«Как и в случае с Украиной, США и их союзники столкнутся с вопросом, как реагировать — открыто вооружать и поддерживать последователей Тихановской или какую-то другую фракцию? Проводить тайные операции, направленные на то, чтобы сдержать раздор и вывести Путина из равновесия? Полностью остаться в стороне, учитывая присутствие российских вооруженных сил?» — отмечает Дени.
Что не так с прогнозом?
Историк, политический обозреватель Александр Фридман в комментарии «Белсату» отметил, что Foreign Policy имеет сложную репутацию, но оно все же «читается» на Западе. Поэтому любую публикацию о ситуации в Беларуси в таких изданиях можно оценивать положительно. В последнее время их становится все меньше.
Однако сам анализ Фридман оценивает как ошибочный, так как, по его мнению, главный посыл, на котором тот строится, «не соответствует действительности». В частности, обозреватель не согласен с тезисом, что автор называет именно заслугой Лукашенко то, что беларусская армия не вовлечена в войну и боевые действия не перекинулись на Беларусь, «что Лукашенко сопротивлялся, что он не позволил это сделать». Собеседник отметил, что Беларусь уже вовлечена в войну и Россия делает с ней «все то, что им нужно».
«Лукашенко, конечно, против того, чтобы беларусская армия участвовала в войне. Он, безусловно, не желает, чтобы боевые действия шли на территории Беларуси. Конечно, он не хочет, чтобы условный Мозырь стал беларусским Белгородом, а Брагин превратился в беларусское Шебекино. Но его возможности это предотвратить ограничены. Беларусских войск нет в Украине и боевых действий нет в Беларуси не потому, что есть такой Лукашенко, который противостоит. Это именно тот образ, который продает лукашенковская пропаганда на Западе. Это не происходит только потому, что России этого не нужно», — подчеркнул аналитик.
По его мнению, с Лукашенко Россия может сделать все, что пожелает, как бы он ни сопротивлялся. Поэтому и менять его для Кремля не имеет смысла.
«Лукашенко выполняет все, что россиянам нужно. Да, с ним иногда сложно. Но они его знают, ему некуда бежать, и он их устраивает», — добавил Фридман.
Менять его на кого-то другого, по мнению собеседника, слишком сложно и рискованно для Владимира Путина.
Что касается стратегии Запада на случай конфликта на территории Беларуси, то, по мнению собеседника, ее у него нет. По словам Фридмана, западные страны будут делать все, чтобы это предотвратить. Свидетельством этого он считает и то, что Украина не подпускает беларусских добровольцев к беларусской границе, где также стоят украинские войска, а задействует их на самых сложных участках фронта.
«Возможно, Украина решила, что они на границе не нужны, так как у них с Лукашенко определенный статус-кво. Возможно, Украина тоже знает, что Западу это не нужно», — считает Фридман.
По его словам, участие беларусской армии в войне и ее распространение на территорию Беларуси, граничащую сразу с тремя странами Евросоюза, является наихудшим сценарием для Запада. Сегодняшний статус-кво Беларуси, пусть даже и с диктатором Лукашенко, Запад вполне устраивает. Поэтому в случае какой-то нестабильности в Беларуси Запад будет пытаться потушить ее, а не давать оружие, которого не хватает даже для Украины.
«Политическая поддержка, озабоченность — все это будет, но какого-то серьезного вмешательства я не могу себе представить», — подытожил Фридман.
В целом же, по его мнению, размышления Джона Дени в Foreign Policy показывают слабое понимание им ситуации в Беларуси.
«У этого человека нет никакого представления о лукашенковской номенклатуре. Он не очень понимает, как работает беларусская власть, и степень зависимости Лукашенко. И абсолютно не понимает беларусские демократические силы и то, в каком состоянии они находятся», — подчеркнул Фридман.