Беларусам могут еще больше ограничить доступ к информации. Большинство независимых медиа и сайтов демократических инициатив заблокированы на территории Беларуси. Однако они все еще доступны через VPN. Судя по всему, режим Лукашенко готовится к тотальной фильтрации интернета и собирается взяться за VPN-сервисы. Разбираемся, запретят ли в Беларуси VPN.
В Беларуси готовятся произвести «фильтрацию» и деанонимизацию Интернета — в том числе для того, чтобы усложнить гражданам доступ к независимым информационным ресурсам. Об этом свидетельствует документ под названием «Комплексный план мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию киберпреступлениям, профилактике их совершения, повышению цифровой грамотности населения на 2024–2025 годы», который был утвержден в ноябре 2023 года вице-премьером Петром Пархомчиком. Этот документ официально не публиковался, но оказался доступен на сайтах школ, заметил «Флагшток».
Подобные планы принимались и в предыдущие годы, однако в новом документе появился дополнительный пункт, который говорит о возможной блокировке VPN-сервисов.
«Изучение возможности разработки и внедрения системы проверки сетевых пакетов по содержимому (dpi-система) с целью регулирования и фильтрации трафика для эффективного противодействия использованию анонимайзеров, VPN и проксисерверов в противоправных целях в беларусском сегменте сети Интернет».
О возможном запрете VPN-сервисов говорят и в России. Недавно сенатор госудмы РФ Артем Шейкин заявил, что с марта 2024 года «вступит в силу приказ, согласно которому VPN-сервисы, предоставляющие доступ на запрещенные в России сайты, будут заблокированы Роскомнадзором» во всех магазинах приложений, в том числе Google Play и AppStore.
Могут ли запретить VPN-сервисы?
Полностью блокировать VPN уже пытались в РФ. И столкнулись с тем, что это мешает работе собственных государственных предприятий и многих частных фирм, говорит представительница «Киберпартизан» Юлиана Шеметовец.
«Мы не думаем, что это реально. Могут частично блокировать IP определенных VPN сервисов, но вряд ли полностью. Это актуализировали именно сейчас, потому что боятся народ и обострения политической ситуации, особенно в преддверии очередной фальсификации выборов-2025», – комментирует Шеметовец.
Однако даже в случае блокировки VPN-сервисов, есть другие способы просмотра контента.
«Можно пользоваться Proxy, поднимать собственные VPN, i2P тогда начнут использовать более массово. В общем, есть варианты. Это сложнее, чем просто кнопочку в программе нажать, но думаем, что народ их освоит, если потребуется», – говорит представительница «Киберпартизан».
Попытки ограничить беларусских интернет-пользователей к использованию VPN — это постоянная история, которая напоминает бесконечный мультфильм «Том и Джерри» — они друг друга преследуют, говорит медиаэксперт Михаил Дорошевич. То есть на любые ограничительные меры интернет-пользователи находят естественные технологические способы обхода, сервисы также совершенствуются. Вместе с тем ограничительная практика достаточно неэффективна и для экономики, и для развития страны.
Дневные потери Беларуси от отключения интернета составили бы почти 26,3 млн долларов, к такому выводу пришли специалисты AtlasVPN. В частности, отключение любого из таких ресурсов, как YouTube, Facebook или Instagram, повлекло бы ущерб на сумму примерно по 964,5 тыс долларов. Для сравнения: потери от отключения интернета в Литве составили бы 30 млн долларов в день, в Казахстане — 78 млн долларов, а в России — 404,7 млн долларов.
В Российской Федерации существует большое количество ограничений к соцсетям, к которым беларусские пользователи имеют доступ. Поскольку люди используют VPN-сервисы, блокировки особо не имеют эффекта, за исключением тех людей, которые выбирают российские продукты.
«Чем больше будет каких-то ограничений и внедренных технологических решений в Беларуси, которые достаточно дорогостоящие — тем затратнее это будет для беларусской государственной экономики. Однако их эффект будет не столь заметен, чтобы их постоянно применять. Ограничительные меры не приносят успеха, создают вред и могут служить поводом для каких то репрессивных действий в отношении интернет-пользователей. И с экономической точки зрения и с точки зрения развития — это не приносит ни краткосрочного, ни среднесрочного и тем более — долгосрочного эффекта», – добавляет Дорошевич.
Медиаэксперт уверен, что для получения доступа к необходимой информации люди найдут различного рода способы. Главное, чтобы эта информация была нужна и они были заинтересованы в ее получении.