Карательно-репрессивная система в Беларуси имеет много уровней. Чтобы понимать, как меняются карательные практики режима, Центр новых идей провел исследование «Барометр репрессий в Беларуси». Подробнее о том, какие тенденции в репрессиях затухают и какие новые тренды появляются, читайте в материале.
Карательно-репрессивная система в Беларуси имеет много уровней, говорит автор исследования «Барометр репрессий в Беларуси» социолог Геннадий Коршунов. Два основных направления репрессий: запугивание людей, а также задержания и аресты. С задержаниями и арестами все просто — это преследование граждан, которые в том или ином виде выражают свое несогласие с государственной политикой (против фальсификации выборов, институционализированного насилия, соучастия Беларуси в российско-украинской войне и т.д.). В свою очередь запугивание происходит с целью нагнетания тревоги и страха, чтобы продемонстрировать силу и подавить мысли о претензиях общества на свободу и самоорганизацию.
Однако в разные периоды времени направления репрессий меняются, поэтому авторы исследования выделили еще несколько направлений: контроль и политическая сегрегация.
Контроль
Основной инструмент контроля над обществом — уничтожение любых форм самоорганизации граждан и подчинения своим интересам любых возможных сфер деятельности. В основном это касается деятельности независимых СМИ и НКО.
По словам Геннадия Коршунова, сейчас происходит «дозачистка» информационного пространства на уровне региональных медиа и независимых блогеров. Законодательная база дорабатывается с учетом того, чтобы минимизировать степени свободы, в частности для религиозных организаций и собственников квартир.
Сегрегация и дискриминация
Режим Лукашенко все больше проводит разграничение между лояльными и нелояльными ему гражданами с дискриминацией последних. Например, граждане, живущие в Беларуси и выступавшие против режима Лукашенко в 2020-ом или после, фактически теряют право на профессию — их увольняют, и устроиться на новую работу становится практически невозможно.
Отдельная группа, которая подвергается дискриминации — это граждане Беларуси, находящиеся вне ее территории. Эту группу власти явно рассматривают как своих противников, именно поэтому в отношении их принимается все больше дискриминирующих нормативно-правовых актов. Самый резонансный закон — «паспортный», согласно которому за рубежом невозможно ни обменять паспорт, ни продлить срок его действия, ни оформить доверенность на свое имущество. Эксперты отмечают, что нововведения нарушают целый список прав человека.
Запугивание
Самый распространенный способ запугивания общества — придание статуса «экстремистов» и «террористов», а информационной продукции — статуса «экстремистских материалов».
За 2023 этот год в перечень граждан, причастных к экстремистской деятельности, власти включили 1400 человек (в 2022 году — 2263).
«Террористический» список пополнился на 172 позиции (в 2022 году — 226). В среднем за один месяц 2023 года в Беларуси «террористами» признавались 14 человек, «экстремистами» — 117.
Власти активизировали свои усилия по нагнетанию тревоги и страха в обществе, использовав сейчас не столько персонализированные механизмы, сколько инструменты «массового охвата» (признание информационных источников экстремистскими материалами и «хапуны»).
Репрессии
Репрессии продолжаются, и здесь тренды остаются прежними — это репрессии за участие в событиях 2020 года, за ту или иную поддержку Украины, за выражение несогласия с беларусским режимом или российской армией.
Формы репрессивных действий те же: преследование родственников, задержания целых семей, публичные задержания и так называемые покаянные видео, а также «карусели» задержаний и приговоров.
Новым трендом 2023 года стало ужесточение проверок на границе с задержаниями тех, кто возвращался в Беларусь из других стран. По подсчетам правозащитников, за 2023 год силовики задержали более 200 человек, которые вернулись в том числе и из России.
Всего за прошлый год по политическим мотивам в Беларуси были задержаны минимум 4100 человек: в среднем задерживали 342 человека в месяц. Но в течение последнего квартала среднемесячная цифра задержаний была сравнительно ниже этого годового показателя — 291 человек.
По политически мотивированным уголовным статьям за 2023 год были осуждены минимум 1603 человека, что в среднем составляет 134 человека в месяц.
На конец 2023 года в заключении находились 1452 политических заключенных, согласно данным ПЦ «Вясна». В течение 2023 года правозащитники признали политическими заключенными 643 человека, то есть в среднем — около 55 человек в месяц.
Условия заключения политзаключенных близки к пыточным — их держат в режиме «инкоммуникадо»: ограничивают доступ к медицине, а также в произвольном порядке им «накидывают» дополнительные сроки ограничения свободы.