Около 1,5 тысячи человек признаны в Беларуси политзаключенными. Все они насильно разлучены со своими партнерами, а некоторых умышленно лишают связи с близкими. В День всех влюбленных рассказываем о парах, которых насильно разлучили и лишили коммуникации.
С мая 2020 года более 5 тысяч беларусов столнулось с политически мотивированным уголовным преследованием, часть из них были задержаны и до сих пор находятся в неволе. Все беларусские политзаключенные насильно разлучены со своими семьями, многие из них совсем не получают известий с воли и находятся без связи с семьями.
Николай Статкевич и Марина Адамович
Более года нет никаких известий о политзаключенном Николае Статкевиче. Его приговорили к 14 годам заключения в колонии особого режима, обвинив в «организации массовых беспорядков». Это уже четвертый срок, который отбывает оппонент Александра Лукашенко. Суммарно в заключении он находится более 10 лет. Все это время дома политика ждет жена Марина Адамович.
Недавно во время рейда силовиков по родственникам политзаключенных Марину Адамович задержали. В заключении она провела 15 суток по статье 19.1 КоАП («Мелкое хулиганство»). Сейчас она на воле.
С прошлого года Николая Статкевича держат в состоянии «инкоммуникадо» — без прав на свидания, передач, звонков и писем. Политика часто бросают в штрафной изолятор и одиночное помещение камерного типа.
Игорь и Дарья Лосик
Игоря Лосика приговорили к 15 годам лишения свободы в условиях усиленного режима. Пока шел закрытый судебный процесс, жена Игоря Дарья Лосик еженедельно приезжала из Барановичей в Гомель и стояла под стенами СИЗО, но на заседание ее так и не пустили.
Год назад Дарью Лосик приговорили к двум годам лишения свободы за интервью телеканалу «Белсат» и слова о том, что ее муж осужден незаконно. Маленькая дочь Паулина теперь находится под присмотром бабушки и дедушки.
Почти год от политзаключенного Игоря Лосика нет вестей, его также содержат в режиме «инкоммуникадо». Супруги пытались общаться письмами из мест своих заключений, но ни одно письмо так и не дошло друг другу.
Сергей и Светлана Тихановские
Политзаключенного Сергея Тихановского приговорили к самому большому сроку, который когда-либо получал оппонент Лукашенко — 18 лет колонии усиленного режима. Недавно к этому сроку ему добавили еще 1,5 года, обвинив в «неповиновении администрации колонии».
Демократический лидер Беларуси Светлана Тихановская также была приговорена к 15 годам колонии, но заочно. Вместе со старшим сыном Корнеем и дочкой Агнией они 342 дня не получали вестей от Сергея.
В августе прошлого года Сергей Тихановский отпраздновал 45-летие в одиночной камере, без новостей от жены и детей.
Павел и Ольга Северинец
Недавно Павел Северинец отпраздновал свой 10-й день рождения за решеткой. В мае 2021 года суд приговорил его к 7 годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Это третий срок, который отбывает политзаключенный. На воле Павла ждут жена Ольга и маленький Франциск.
История Ольги и Павла началась 15 лет назад, пишет «Белсат». Вскоре после знакомства Павла арестовали за участие в протестах после выборов 2010 года. Его судили и отправили отбывать «химию» в Куплин (Брестская область). Через несколько месяцев после освобождения из «химии» Ольга и Павел поженились. А в марте 2018-го в семье родился сын Франциск.
Змицер и Наста Дашкевич
В прошлом году Змицер Дашкевич полностью отбыл срок по «народной» 342 статье УК и должен был выйти на свободу, но ему добавили еще один срок — год строгого режима за «злостное неповиновение требованиям администрации колонии».
По 342 статье была осуждена и его беременная жена Наста Дашкевич — ей присудили 3 года домашней химии. Это не первый приговор «на двоих». Их обоих неоднократно задерживали, наказывали сутками, штрафами и даже судили по уголовным статьям, но это не останавливало супругов.
У супругов четверо маленьких детей.
«Еще один мучительный год по ШИЗО, карцерам и изоляторам. Еще один год жизни с вырванным сердцем», – написала жена Змитра Наста в день повторного приговора супругу.
Эдуард и Виктория Пальчис
Общественный деятель и политзаключенный Эдуард Пальчис осужден на 13 лет колонии. Политзаключенного регулярно помещают в ШИЗО, а в 2022 году Пальчису ужесточили наказание и он был переведен из колонии в могилёвскую тюрьму.
Его супруга Виктория переживает уже второе заключение мужа: первый раз по политическим мотивам его посадили в 2016 году. Но если в тот раз Виктория переживала заключение мужа одна, то в этот раз они переживают разлуку вместе с дочерью Эмилией.
В декабре 2020 году, пока Эдуард ждал суда, у него родилась дочь, которую он видел только на фотографиях.
«Имя выбрала я. Передала мужу через адвоката, чтобы узнать, что он думает. Эдуард сказал, что имя чудесное и “самое оно”. Так и назвали дочь Эмилией. Вот такая у нас реальность», – рассказывала Виктория.
Несмотря на разлуку, Эдуард постоянно интересуется жизнью маленькой дочери и всегда просит подробнее описать ее день и то, чему она уже научилась.