Почти половина беларусских студентов недовольны качеством образования, признал Александр Лукашенко. Он возмутился, что молодежь смотрит в сторону европейских вузов, и поставил задачу «встряхнуть вузы», чтобы прекратить «всякое бегство за пределы страны». Выдержат ли новую встряску беларусские учебные заведения? Отвечает эксперт в сфере образования Светлана Мацкевич. 

Все чаще выпускники школ выбирают высшие учебные заведения за границей вместо беларусских, констатировал Александр Лукашенко. Ситуацию в сфере высшего образования в стране он обсудил на совещании с чиновниками и ректорами вузов со всей страны. Самый волнующий вопрос — бегство молодежи из страны, и именно его Лукашенко поручил решить путем «встряски вузов», новой волны чисток преподавательского состава и усилением идеологии. И все это нужно успеть до начала нового учебного года.

В систему образования входят тысячи людей — это наши беларусы, поэтому не стоит хоронить беларусское образование, считает эксперт в сфере образования Светлана Мацкевич. В стране продолжают работать хорошие преподаватели, которые остаются работать не только внутри системы формального образования, но и неформального репетиторства.

«В принципе трансляцию знаний, трансляцию мышления остановить невозможно. Да, можно придать другие условия, более тяжелые условия для этой работы, что, собственно, власть и делает, и делала всегда. Запрет на профессию в преподавательской деятельности был введен не сегодня и не в 2020-ом году, он был введен еще в 1990-ые годы. Постоянные чистки и замы по идеологии — это все было и 30 лет назад. Шла бесконечная зачистка, но вопреки всему, этот процесс передачи мышления и знаний он шел. И никакой диктатор не смог это отменить», – говорит Мацкевич.

«Им нечего предъявить беларусам»

Условия, которые выстраивает власть совсем неблагоприятные, но в сфере образования власть проиграет, считает Светлана Мацкевич. Потому что им нечего предложить беларусам и никакого содержания за тем, что они предъявляют — нет.  Идеология, которую предъявляют власти, если углубляться в тексты, то ее нет.

«В основе любой идеологии должна быть какая-то идея, какая-то живая мысль, а этого нет. Вместо содержания предъявляется тупая форма в виде накачки, в виде запретов, в виде устрашения. То есть власть пытается применить ее не на благо, а на зло — в борьбе со своим собственным народом. И поэтому это обречено», – говорит экспертка.

Что этому противопоставить?

Этой идеологии противопоставляется совершено иное сознание и мышление, другая культура — и она есть. Люди как за пределами страны, так и внутри ее культивируют другой образ жизни, другое сознание, другие установки, убеждения и мировоззрение, которые никак не возможно стереть.  

«Как показал 2020-ый год, вопреки всему, беларусы живут в современном глобальном мире и осваивают эти вещи. Не в самой системе беларусского образования, а они осваивают это через жизнь и через взаимодействие друг с другом. И это совсем другое образование — социальное, которое осуществляется не в рамках формальных учебных заведений», – поясняет Мацкевич.

Определенно, со стороны системы есть угроза, поскольку система имеет большую мощность, так как через нее проходит много людей. Задача власти состоит в том, чтобы выключить мышление, выключить рефлексию и заразить всех «тупизмом и простотой».

«Любое образование требует усилий и оно сложно. Даже самые простые формы освоения грамотности требуют усилий. Вместо этого властью предлагается другая — простая форма: ничего не надо делать, надо только слушаться, надо повторять правильные слова, надо повторять правильные жесты, правильную мимику, правильное поведение (в их понимании). И для этого не надо прилагать особых усилий, нужно просто подчиняться», – продолжает экспертка.

И это — своеобразная сделка со своей совестью, со своей этикой и моралью. В вопросах этики и морали молодое поколение в большей его части не рассматривает вопросы с этой точки зрения, в этих вопросах их наставляют родители и окружение. У молодых людей пока не отработаны соответствующие фильтры в виде критического мышления и функциональной грамотности. Именно поэтому угроза для молодого поколения очень высока, и за счет мощности системы риски высоки.  

Чтобы противостоять этой системе, необходимо разворачивать параллельный процесс образования, в том числе предоставлять альтернативы в онлайн-формате.

«Власть пытается пресечь альтернативы по мере своих возможностей. Да, вы можете закрыть учебные заведения, закрыть частную школу или какой-либо университет, можете запретить приезжать западным профессорам для чтения лекций. Можно закрыть и интернет, но это все равно будет просачиваться, все равно будет продаваться. Даже в Советском Союзе это просачивалось: мы слушали “Радио Свободу”, читали запрещенную литературу, самиздат, беседовали друг с другом на кухне. Поэтому альтернативные формы — они все равно будут. Просто потому, что есть люди, просто потому, что есть какой-то минимальный уровень сознания и понимания ужаса, в котором сейчас находится страна», – заключает Светлана Мацкевич.

Ранее

Новости регионов: самый опасный педофил в Беларуси и пожар в Солигорске

Далее

«Бывают моменты, когда считаешь себя кем-то другим». Рыдлевская в объективе Kanaplev+Leidik 

Читайте далее