«Паук»: гродненский маньяк, избежавший смертной казни
На днях Беларусь потрясла история жестокого убийства: житель Гродно задушил жену, попытался замести следы, после чего покончил с собой. Регион никогда не считался криминогенным, однако около 30 лет назад там орудовал «Гродненский маньяк». Рассказываем, что известно о маньяке и его жертвах.
В Гродно, в 1990-ом году в местном общежитии обувной фабрики «Нёман» находят повешенную 25-летнюю Татьяну Лосеву. Тело обнаружили лишь спустя много часов из-за плача ее двухлетнего сына. Соседей это обеспокоило — они постучали в дверь, но никто не открыл, а ребенок продолжил плакать. Пришлось вызвать милицию.
В комнате находился труп женщины и маленький ребенок. На первый взгляд кажется, что женщина совершила самоубийство. Но позже выяснилось, девушка не повесилась — её задушили, а малыш провел 16 часов в комнате с телом матери.
Неизвестный задушил Татьяну и сымитировал самоубийство, затянув на ее шее шнур от утюга. Но инсценировка было плохой — на шее жертвы были четко видны кровоподтеки от пальцев убийцы.
В число подозреваемых вошли несколько человек: бывший муж, отец ребенка и новый жених. Как выяснило следствие, женщина рано вышла замуж, но вскоре не выдержала абьюза и ушла жить в общежитие. Следствие выяснило — убийца не он.
После расставания женщина загорелась идеей родить ребенка, под внимание Татьяны попал Игорь — он показался женщине идеальным кандидатом на роль отца ее ребенка. Когда Татьяна забеременела, Игорь прервал с ней отношения. В момент убийства у Игоря оказалось прочное алиби — он лежал в коме.
Среди подозреваемых оказался и некий Олег, который также имел отношения с Татьяной. На допросе он путался в показаниях, но проверка ничего не дала. Убийца не он.
Кто убийца?
Незадолго до происшествия женщина познакомилась с Михаилом — молодым 20-летним мужчиной с криминальным шлейфом. Будучи подростком, в 17 лет, он был приговорен к трем годам условно за хулиганство.
Найти его оказалось непросто, но на помощь пришла подруга Ольги, которая знала подозреваемого — она же и рассказала следователям об их отношениях.
Ольга случайно встретила Михаила в обувной мастерской. Он заметил Ольгу, но ничего про Татьяну не спросил. Тогда подруга убитой сообщила о нем в милицию. На следующий день мужчина пришел в мастерскую за ботинками — там его и задержали.
Михаил Москалев отрицал свои отношения с Татьяной, но вскоре признался, что был близко знаком с женщиной. Однако ему удалось отвести от себя подозрения — он сообщил, что действительно находился в комнате Татьяны в день убийства. Однако мужчина якобы вышел покурить, а в этот момент в комнату вошел настоящий убийца, и когда Михаил вернулся комнату, он увидел девушку повешенной, испугался и убежал.
Москалев отвертелся и в конце августа того же года был освобожден из-под стражи, поскольку следствию не удалось собрать достаточно улик.
«Когда его освобождали из ИВС, то ручьем полились такие слезы, что он минут 5-7 не мог успокоиться. Сказал он только одну фразу: “Сколько мне из-за нее пришлось пережить”»,- рассказывал Владимир Соркин, следователь прокуратуры Октябрьского района Гродно.
Череда новых нападений
Спустя несколько дней в Гродно произошло новое происшествие — на девушку Наталью в городе напал маньяк. Он бил и душил жертву, а также сорвал с нее одежду и разрезал нижнее белье. Разрезанное белье и стало отличительным почерком маньяка. Наталья кричала и сопротивлялась, что привлекло случайного прохожего. Мужчина принялся спасать женщину, спугнул насильника и погнался за ним. Догнал, скрутил, но оказалось не того — девушка не опознала в задержанном парне насильника.
Следующей жертвой стала 15-летняя школьница Ирина Кулакова. Девушку нашли убитой на крыше многоэтажного дома. Убийца придушил жертву, срезал с нее белье, изнасиловал и зарезал, ударив ножом в сердце.
Как выяснило следствие, в доме, где произошло убийство, жила мать Михаила Москалева. Вскоре в ходе обыска в квартире был обнаружен окровавленный кухонный нож, а в подвале дома сыщики нашли вещи убитой Ирины.
Возвращение на место первого преступления
Москалев успел выехать в Россию. Там убийца оказался не случайно — в этих краях он служил в армии. И, как позже выяснится, там он совершил одно из своих первых нападений. Будучи в Курске, у него завязался разговор с пожарным Леонидом Широковским, мужчина пригласил Москалева к себе домой в Обнинск посидеть с друзьями.
После того как все гости ушли, в квартире осталась девушка Леонида. Пара уединилась в одной из комнат, но вскоре их потревожил Москалев — стал рваться к ним в комнату. Едва хозяин открыл дверь, как Москалёв вытолкал его к ванной комнате и стал душить руками, а потом ударил в грудь ножом, взятым с кухни. Несмотря на ножевое ранение, Леонид смог вызывать милицию.
Михаил изнасиловал гостью, а после сбежал, взяв девушку в заложницы. Их обнаружили у вокзала. Москалева задержали, а в его рюкзаке нашли любопытную находку — «Малый атлас СССР». На картах рукой Москалева были проложены линии маршрутов, а возле названий населенных пунктов (Гродно, Ивье, Барановичи, Ошмяны и т.д.) стояли большие и малые кресты. Был такой крест и на Калуге. А между Калугой и Обнинском маньяк изобразил могилу. На допросах установили только, что в некоторых отмеченных городах Москалев был в командировках. Советский Союз к тому времени развалился, и у следователей не было желания проверять эти сведения.
«Улыбался, вел себя легко и игриво»
Оказалось, что маньяк был женат и даже имел ребенка. Отношения с женой не сложились, так как он систематически ее избивал, и супруга вовремя от него ушла. Уже в ходе следствия жена подала на развод.
Наталья, на которую он напал в Гродно, сразу же опознала мужчину. На опознании он улыбался, вел себя так легко и игриво, будто не совершал страшных преступлений.
Причастность к изнасилованию и убийству Татьяны доказала экспертиза. Сам же Москалев объяснил появление кровоподтеков и признаков удушения тем, что убитая была мазохисткой, сама просила «бить ее для получения большего сексуального удовольствия». Убийство школьницы Ирины он также пытался отрицать.
Несмотря на то, что самые тяжкие преступления Москалев совершил на территории Беларуси, судили его в России. 18 марта 1993 года он был приговорен Калужским областным судом к смертной казни. Но после введения моратория на смертную казнь приговор заменили пожизненным лишением свободы.