Общество в глазах режима продолжает быть враждебным объектом, в качестве которого рассматриваются не только демократические беларусы, но и все, кто имеет какое-либо отношение к ним, рассказал социолог и старший исследователь Центра новых идей Геннадий Коршунов на презентации отчета «Барометр репрессий в Беларуси» за I квартал 2024 года. Как эволюционируют карательные практики режима? Какие тенденции в репрессиях затухают и какие новые тренды появляются? Читайте в материале.
Репрессии усиливаются
Общее число задержанных за первый квартал — 987 человек. Это на 13% больше, чем в предыдущий период. Основное количество задержаний пришлось на январь-февраль.
В задержаниях сохраняются старые тренды: репрессии за участие в событиях 2020-го, за ту или иную поддержку Украины, за критику режима Лукашенко или критику российской армии. Устойчивы и формы репрессивных действий: это преследование родственников публичных беларусов, задержания целыми семьями, публичные задержания и так называемые покаянные видео, а также повторные задержания.
Говоря об особенностях задержаний в начале 2024 года, исследователи обращают внимание на несколько групповых «хапунов», задержания за «оскорбительные» комментарии о теракте в подмосковном Crocus City Hall.
Административное преследование набирает обороты, его уровень в первом квартале 2024 года повысился на 23% относительно предыдущего. Если в последнем квартале 2023-го года в целом произошло 1307 судебных процессов такого рода, то в отчетном периоде — у меня 1602.
Как утверждают правозащитники, до сих пор наиболее распространенным основанием для административного преследования является статья 19.11 КоАП (Распространение «экстремистских» информационных материалов). Только в феврале стало известно о 416 случаях административных приговоров на этом основании.
Увеличивается преследование и по уголовным статьям, в прошлом году аналитики отмечали снижение политически мотивированных дел, но в первом квартале текущего года репрессии вновь раскрутились. Общее количество уголовных процессов по политическим мотивам составило 414 кейсов.
Происходящее в тюрьмах тщательно скрывается
То, что в Беларуси точно происходит в местах заключения, во многом является тайной как для широкой общественности, так и для правозащитников, отмечает Геннадий Коршунов.
Однако информация из заключения просачивается от отбывших свой срок наказания, родственников политзаключенных, а также из официальных источников. И исходя из доступной информации аналитики делают вывод, что давление на политзаключенных не снижается, а наоборот — меры для ухудшения и так пыточных условий усиливаются.
Спектр таких мер очень широк — от дисциплинарных взысканий (помещение в штрафной изолятор, карцер) и присуждения новых сроков заключения к режиму инкоммуникадо и неоказания медицинской помощи.
В результате в течение первых трех месяцев 2024-го года в местах заключения погибли двое политзаключенных: Вадим Храсько и Игорь Ледник. А 9-го апреля в Брестском СИЗО умер задержанный по политическим мотивам Александр Кулинич.
«Шесть смертей политзаключенных после 2020 года и половина из них в этом году. Очень мрачная тенденция, особенно на фоне информации об ухудшающемся здоровье у других политзаключенных. Всего на сегодня правозащитникам известно о более чем 250 политзаключенных, здоровье которых под угрозой», – добавляет Геннадий Коршунов.
Медицинская помощь за решеткой всегда была проблемой, отмечают правозащитники. Однако сейчас помощь не оказывается заключенным целенаправленно. К такому выводу исследователей подталкивают как приказы по выборочном запрете витаминных передач заключенным, так и серия эпидемий в беларусских колониях.
Слежка и контроль увеличиваются
Власти увеличивают силы и возможности силовиков в контроле и слежке за беларусами, отмечают авторы исследования. Причем как оффлайн-сфере (видеокамеры), так и онлайн, например, доступ к различным базам данных без согласия граждан.
По-прежнему растет число «экстремистских формирований» и ресурсов признанных «экстремистскими материалами».
Кроме того, продолжается уничтожение беларусских НГО: за отчетный квартал количество (само)ликвидированных структур на 35% превысило показатель прошлого квартала, всего с 2020-го было уничтожено более 1600 организаций).
Еще один тренд — режим в Беларуси усиливает меры по разграничению беларусского общества. Как с точки зрения разнообразного преследования беларусов зарубежья, так и в русле уничтожения связей между беларусами на разных сторонах государственной границы.
Это не конец репрессий
Опираясь на результаты исследования, Геннадий Коршунов констатирует прирост темпов расширения репрессий второй квартал подряд.
«Судя по тому, что ускорение темпов прироста началось в последнем квартале 2023-го года и принимая во внимание дополнительные сведения, мы связываем этот тренд с началом большой электоральной кампании в Беларуси. Если базироваться на этой гипотезе, то с высокой степенью вероятности можно прогнозировать продолжение увеличения репрессивного давления на беларусское общество как минимум до окончания электоральной кампании 2025-го года», — заключает эксперт.