Драйверная сфера экономики проседает. Промышленные предприятия теряют объемы выпуска и жалуются на дефицит кадров. Что происходит на беларусских заводах?  Рассказывает представитель «Рабочага Руха».

В начале года промышленность вытянула почти всю беларусскю экономику — на нее пришлось половины роста ВВП. Однако дела идут неплохо только на предприятиях, связанных с военно-промышленным комплексом — «Планар», «Интеграл» и «БелОМО» могут похвастаться небывалым объемом производства. Помимо этих предприятий, заметно и увеличение выпуска грузовых автомобилей и комбайнов. А вот объемы выпуска тракторов, двигателей и бытовой техники существенно сократились.

В апреле Лукашенко посетовал, что беларусские промышленные предприятия теряют позиции на российском рынке, он также озаботился дефицитом кадров на заводах и потребовал навести порядок в отрасли. Начали, конечно же, с репрессий. На «Гродно Азот» вводят тотальный контроль — с 1 июля на предприятиях будет запрещен вход со смартфонами с доступом к интернету. Решение о тотальном контроле было принято после нескольких атак «Киберпартизан».

Проблему с кадрами решать не начали. «МАЗ» по-прежнему испытывает рекордный дефицит рабочих — более 2,5 тысячи человек, похожая ситуация и на «МТЗ» — не хватает более 2,2 тысячи рабочих. Сотни вакансий выставлены на «МПЗ», «БелАЗе» и других предприятиях. И пока работникам этих предприятий готовы платить в среднем около 2 тысяч рублей, руководство заводов получает зарплаты в 5-7 раз больше.

Как изменились условия труда, что происходит с зарплатами и как сказывается на отрасль дефицит кадров, рассказывает представитель «Рабочага Руха». Условия труда ухудшились, из-за нехватки персонала на многих предприятиях страны увеличилась нагрузка на оставшихся работников.

«Людей увольняют за политику, чаще всего после “суток” или “по собственному желанию” после разговоров со службой безопасности и сопутствующих угроз, а новых людей не спешат набирать. Во-первых, из желающих очередь не стоит, а во-вторых, жесткие идеологические проверки проходят единицы. Да и за счет сокращения штата поддерживают уровень зарплаты остального персонала. Рост зарплаты происходит только в статистических отчетах Белстата, никакого роста зарплат нет, о повышении зарплаты руководство даже самых крупных предприятий говорит “забыть”, дополнительные премии выплачиваются нерегулярно и в заниженном объеме», — говорит представитель «Рабочага Руха».

Дефицит работников и отрицательный моральный климат делают работников безинициативными и безразличными к процессу, отмечает собеседник. Изменилась и политика на предприятиях, теперь появление в нетрезвом виде — не проступок, в то время как все, что сочтут «антигосударственным», может стать причиной для увольнения даже самого квалифицированного сотрудника.

«Многие прекрасно понимают, что любой день может стать на работе последним. Уволить могут за что угодно, несмотря на твой опыт, квалификацию и стаж. А вот за пьянство увольнять перестали. Политика на предприятиях такая — «змагары» опаснее алкашей. Попавшегося нетрезвого работника можно взять на крючок и он будет выполнять любые поручения. Поэтому, видя все это, люди работают спустя рукава. А вообще Лукашенко частично добился своего — много людей замкнулись, не доверительно относятся к окружающим, а происходящее обсуждают только среди проверенных людей», — заключает эксперт.

Ранее

Американские инвесторы продают акции EPAM

Далее

Беларусь построит в Карабахе населенный пункт на 420 семей

Читайте далее