В Минске прошли внезапные переговоры Владимира Путина и Александра Лукашенко: глава Кремля прибыл в Минск в сопровождении министров и вице-премьеров. Одна из основных тем обсуждения — «безопасность в регионе», в том числе совместные учения с тактическим ядерным оружием. Одновременно с ядерными угрозами Путин высказался о мирных переговорах, выдвинув условия их проведения. Зачем Путин прилетал в Минск? И ждать ли эскалации войны? На эти и другие вопросы ответил историк и политобозреватель Александр Фридман.

Во время официального визита в Минск Владимир Путин обсудил с Александром Лукашенко вопросы «безопасности» и вторую фазу ядерных учений РФ с участием беларусских военнослужащих.

Одновременно Путин заявил о возобновлении мирных переговоров, в основе позиции России — Стамбульские соглашения и реалии «на земле». На прошлой неделе во время официального визита в Китай Путин также высказывался о готовности к мирным переговорам. В день визита Путина в Минск агентство Reuters, ссылаясь на несколько близких к Кремлю источников, сообщило, что Путин готов к прекращению огня в Украине и мирным переговорам, если за Россией оставят захваченные территории. Однако с точки зрения Кремля, вести переговоры «не с кем». Путин заявил, что ставит под сомнение легитимность действующего президента Украины Владимира Зеленского, поскольку срок его полномочий, по его мнению, истек.

Зачем Путин внезапно посетил Минск?

Внезапность визита Путина в Минск – условная, потому что Путин и Лукашенко не сообщают о своих передвижениях заранее, поясняет историк и политический обозреватель Александр Фридман. Когда Лукашенко едет в Москву, это также не анонсируется за две недели, а скорее накануне или за несколько дней до визита.

Александр Фридман

В случае американского президента или федерального канцлера Германии, или президента Франции, никто не скрывает передвижения и все открыто, вы можете посмотреть их графики. Тут мы имеем дело с конспирологами, которые очень опасаются за свою жизнь. Наверное, даже больше опасаются, чем она того стоит. Поэтому и все свои передвижения они пытаются скрывать. Тем более, с точки зрения Путина, он же все-таки летит на Запад, где за границей стоит НАТО. Естественно, такой человек, как Путин, может опасаться. Я думаю, что их конспирология усилилась после истории с вертолетом Раиси, — говорит Фридман.

Еще один момент, который отмечает политолог, важность визита в Беларусь для Путина, ведь это ключевой и самый важный союзник. К которому надо было ехать первыми, чтобы показать значение союзного государства и самого Путина, как собирателя союзных земель, отмечает эксперт.

Но пришлось ему ехать в Китай, потому что Китай гораздо важнее, чем Лукашенко. Лукашенко подождет. Но стоит отметить, что Лукашенко очень сильно уважили, все было обставлено с большой помпой. Было видно, что Лукашенко старается, делает вещи, которые ему даются нелегко, это можно заметить по тем же разговорам в аэропорту. Побежал встречать Путина ночью и провожать тоже ночью. То есть сделал все, чтобы показать, насколько ему этот важен визит, — отмечает эксперт.

Путин и Лукашенко готовятся к эскалации войны?

Во время визитов, как всегда, Путин и Лукашенко говорят много общих слов, никакой конкретики нет. Все, что сообщается прессе – это неважные детали, и с содержательной точки зрения – это пустое. Однако этот визит Путина стоит рассматривать в контексте, отмечает Фридман. Во-первых, это вышедший проект Минобороны РФ об изменении границы на Балтике, который исчез из открытого доступа. Во-вторых, это снятие пограничных буев российскими пограничниками, установленных в эстонских водах погранохраной Эстонии на реке Нарва. И, конечно, это публикация Reuters, о готовности Путина к мирным переговорам на своих условиях.

Это откровенная провокация. Плюс ядерная риторика, которая в России не исчезает. И вот эта проверка тактического ядерного оружия совместная, которая идет. В этом контексте Путин появляется в Минске и его визит якобы окутан тайной. Конечно же, это дает почву для различного рода спекуляций. В западных публикациях постоянно подчеркивается: тайный визит, ядерная тема, проверка ядерного оружия на границе с НАТО. Еще и Лукашенко, который делает абсолютно неадекватные заявления на ядерную тематику. То бишь Путин дал большую пищу для спекуляций. И это была, собственно говоря, одна из задач. То есть: мы вам ничего конкретного не скажем, объясним все общими формулировками, и, конечно, все ваши обвинения мы отвергаем, но мы сделали вот это и это, а вы дальше думайте, фантазируйте. В этом спектакле Лукашенко заложена роль – пугать Запад ядерной эскалацией, — поясняет эксперт.

Александр Фридман обращает особое внимание на публикацию Reuters о якобы готовности Путина к мирным переговорам и остановке войны.

В публикации говорится, что Путин готов решать все по «положению на земле». Фактически под этим подразумевается сегодняшняя линия фронта. И эта публикация «сливается» именно в тот день, когда он находится в Минске. С моей точки зрения, как я это вижу, это вот такой диалог с Западом по принципу: смотрите, вот есть возможность остановить эту войну на наших условиях, ваша задача — признать такие условия. Для Запада это означает в той или иной степени капитулировать. А если вы не признаете наши условия, не идете на наши условия — тогда у нас есть и ядерное оружие, и Лукашенко, который готов его применить. Поэтому я бы рассматривал визит Путина как часть большой игры, которую они затеяли, — говорит Александр Фридман.

По содержанию переговоров, эксперт выделяет еще один момент, который оказался важным для Путина и Лукашенко — их сомнения в легитимности президента Украины Владимира Зеленского.

Им надо было подчеркнуть его так называемую нелегитимность. Поэтому были заданы соответствующие вопросы и получены соответствующие ответы. Это тоже вкладывается в общую картину. Потому что этим Путин «предлагает» украинцам следующий вариант: я могу эту войну остановить на плохих для вас условиях, но вы же устали воевать, вы же якобы не хотите воевать и не хотите погибать, поэтому мы готовы остановить эту войну, но ваша задача — убрать Зеленского, с Зеленским ничего не будет. То есть это дополнительная попытка дестабилизировать ситуацию и в Украине, и на Западе, — поясняет Фридман.

В день визита Путина в Минск, по информации телеграм-канала «Беларускі Гаюн», в Гомеле приземлился самолет экс-президента Украины Януковича. В последний раз он прилетал в Беларусь во время российско-украинских переговоров в марте 2022 года. Это шаг в контексте этой игры?

Вполне возможно, что да. Но никто не увидел самого Януковича, возможно, они просто послали самолет и все. Может быть у него давно этот самолет забрали, мы же не отслеживаем передвижения Януковича по России. Ну и забавно, что они его отправили в Гомель. В прошлый раз, когда этот самолет туда послали – там шли переговоры России и Украины, и это имело смысл. А в этот раз? Как дополнительный фон. Но эта история укладывается в общий контекст, если исходить из того, как Путин подчеркивает: мы должны вести переговоры с легитимной украинской властью. А что значит легитимная украинская власть сегодня? В путинской системе координат легитимной украинской власти, которая там сейчас может появиться, ее быть в принципе не может. Если представить себе даже такой сценарий, что Зеленский будет отстранен от власти или Зеленский уйдет, эта власть все равно в глазах России легитимной не будет. Соответственно, кому можно приписать и привязать легитимность? Ну, Януковичу, судя по их упертости. Я бы даже не исключал, что такой абсурд возможен, – говорит Фридман.

Можно ли верить, что Путин действительно готов остановить войну или это блеф?

Западную общественность и политиков пугает то, что из войны нет выхода. По прогнозам, война может вестись даже до 2035 года. В 2022 году на Западе думали так: сейчас эта война быстро закончится, Россия победит — это, конечно, очень плохо, но на этом история закончится. Потом, когда Украина отбила наступление и сама пошла в наступление, на Западе точка зрения постепенно менялась, они думали: смотрите, Украина может победить, а вдруг действительно победит? И тогда война закончится прекрасно — победой Украины. Сейчас на фронте практически нет изменений: там незначительные прорывы и с одной и другой стороны.

И тут появляется публикация с сомнительной формулировкой «рассказали люди из окружения Путина». Такие «источники из окружения» могут оказаться слухами или даже собственными домыслами. Поэтому я к таким публикациям отношусь с осторожностью. Но для западной публики «источники из окружения Путина» — это звучит совсем по-другому, для них информация не вызывает сомнений. Вот она — реальная возможность закончить эту войну.

Когда такая публикация выходит, а Путин ее намеренно подкрепляет разговорами о готовности к переговорам, конечно же, это находит свою аудиторию. А именно тех, кто не верит, что Украина может что-то кардинально изменить.

Отмечу еще один момент, в публикации Reuters есть еще два очень важных послания. Они касаются того, что Путин не собирается нападать на страны НАТО и на самом деле не хочет применять ядерное оружие. Это тот план, который предлагается западной публике. Фактически Путин говорит: если мы заморозим войну, тогда не будет никакой угрозы нападения на НАТО и никакой угрозы ядерной войны, — заключает Александр Фридман.

Ранее

Умеют ли политики признавать свои ошибки?

Далее

Лукашенко поздравил Иорданию и перепутал ее столицу

Читайте далее