Задумывались ли вы о том, соблюдаются ли права трансгендерных людей в Беларуси? Могут ли медики или чиновники забрать у беларуса детей, если он хочет сменить пол? Или, например, тяжело ли трансперсонам найти работу в нашей стране? Инициатива TG House Belarus опубликовала интервью с членкиней правления Транс*Коалиции, активисткой и защитницей прав трансгендерных людей Алисой Сармант. В нем вы найдете ответы на эти вопросы. 

Соблюдаются ли права трансгендерных людей в Беларуси?

По словам Алисы, ситуация только ухудшается. Ранее комиссия отказывала людям в переходе примерно в 10% случаев, но теперь отказы выросли до 70-80%. 

«Мы запрашивали статистические данные по числу положительных и отрицательных решений в РНПЦ Психического здоровья, но нам ответили отказом. В прошлом году вообще сложилась уникальная ситуация – комиссия собралась ради одного человека с тем, чтобы заставить его отказаться от процедуры перехода. Это был трансгендерный мужчина М., у него четверо детей, на первой комиссии ему дали разрешение на переход, но потом резко «передумали». Под давлением – члены комиссии угрожали признать его семью находящейся в социально опасном положении и даже забрать детей в детский дом – он написал отказ», – поделилась Алиса. 

В итоге TG House помог ему уехать из страны. После Алиса с командой нашли международную ЛГБТК+ организацию, которая помогла беларусу обустроиться на новом месте. При этом это получилось до того, как беларусу пришлось снова оформить документы на женское имя. Теперь семья мужчины и его трое детей в безопасности. 

Источник: TG House Belarus

Давление на трансперсон в Беларуси растет

По словам Алисы, в Беларуси все же введут закон о запрете ЛГБТ-пропаганды. По словам девушки, он проходит последний этап согласования, и ее команда готовит готовит петиции в беларусские министерства и ведомства с целью не допустить его принятия:

«Мы снимаем ролики, в которых активисты выступают против такого закона. Вряд ли мы сможем значительно повлиять на ситуацию, но продолжаем бороться и притягивать внимание международных организаций. Видимо, мы повторяем путь России и после принятия закона о запрете ЛГБТ-пропаганды в нашей стране будет запрещена и процедура коррекции пола. Но уже сейчас власти пытаются сделать вид, что трансгендерных людей в Беларуси не существует. В целом, власти стараются создать враждебную среду вокруг представителей ЛГБТК+ сообщества: такие настроения транслируют и государственные телеканалы, и государственные газеты и сайты»

Алиса говорит, что материалы государственные СМИ пишут с использованием языка ненависти, специально используя некорректную лексику. Также государство развязало руки силовикам. По словам Алины, были случаи, когда к людям приходили с обыском только из-за того, что они — трансперсоны:

«Милиционеры так и говорили: мы пришли к вам, потому что вы – транс. Или называли какие-то выдуманные причины: вы — транс, значит, у вас могут быть наркотики. При этом милиционеры вели себя развязно, общались в пренебрежительном тоне, их вопросы явно выходили за рамки служебных. Мы пока не предаем огласке эти случаи, чтобы не привлекать внимание к людям, которые и так пострадали от милицейского произвола – это может спровоцировать силовиков на дальнейшее преследование»

Трансперсоны и политические дела

Были случаи, когда трансперсон задерживали по политическим мотивам. Алиса рассказала, что в мае 2023 года в Минске на трансгендерную девушку Т. напал мужчина, которому не понравилось, что на ее рюкзаке прикреплены рядом флажок Украины и радужный ЛГБТК+. 

Девушка написала заявление в милицию, но сама получила 13 суток за «экстремистские материалы» в телефоне. В итоге нападавшего так и не нашли. Но на этом история девушки не закончилась. В феврале ее задержали снова из-за того, что якобы она прятала у себя украинца. Но на самом деле это был ее жених, который хотел легализоваться в Беларуси. 

«Ее избили, выбили зубы, пытали электорошокером, ограбили – сами же милиционеры, при этом унижали ее еще и словесно: называли «бабамужик», издевались над внешностью, расспрашивали о подробностях интимной жизни», – рассказала Алиса о судьбе девушки. 

Чем TG House Belarus помогает трансперсонам?

Есть несколько направлений:

  • психологическая поддержка, 
  • юридические консультации, 
  • помощь с побегом из Беларуси, 
  • помощь людям с тяжелым финансовым положением (оплата препаратов, продуктовых наборов, в основном помощь разовая), 

Тяжело ли трансперсонам найти работу в Беларуси?

Алиса говорит, что бывает по-разному. Можно столкнуться с хейтом, а кого-то интересует только уровень квалификации (в основном частные компании). Однако тяжелее всего найти работу тем, у кого еще не изменены документы или кто испытывает дисфорию или склонен к социофобии.

Для того, чтобы помочь в таких случаях, Tg House совместно с организацией Трансгендерная Европа (TGEU) проводят вебинары для людей, которые хотят переквалифицироваться, ищут возможность работать удаленно или открыть свое дело. Желающие могут подать заявку на сайте, после чего команда вышлет информацию о времени проведения ближайшего вебинара». 

Помощь трансперсонам в других странах

Алиса признается, что Tg House никому не отказывает в помощи:

«За последний год мы получили множество запросов от трансперсон из России: люди интересуются, можно ли пройти или закончить переход в Беларуси, обращаются за психологической поддержкой. Если наш психолог свободен, то он оказывает помощь, если нет, то мы перенаправляем запрос российским ЛГБТК+ организациям, с которыми у нас установлен контакт: это «Выход» и «Сфера» — они поддерживают психологическими и юридическими консультациями».

Также есть организация «EQUAL PostOst», которая помогает с переездом в другую страну в случае преследования. 

«Уже больше четырех лет мы сотрудничаем с Транс*коалицией, а с 2023 года я вхожу в состав правления этой организации. Бывает, что беларусские трансперсоны обращаются за советом непосредственно туда и Транскоалиция перенаправляет их в нашу организацию», – дополнила Алиса. 

Также Алиса с командой в будущем планирует развивать их деятельность. Они хотят отладить процедуру эвакуации трансперсон из Беларуси в случае преследования и репрессий. 

Ранее

В Минске запретили купаться, но не везде

Далее

Жителя Гродно задержали после возвращения из Нидерландов

Читайте далее