В Париже завершились Олимпиада. Изначально французы от нее были, мягко говоря, не в восторге: одна только идея того, чтобы нагадить в Сену, чего стоит. Всеми скандалами особенно упивались беларусская и российская пропаганда, предрекая худшие игры в истории. Но, кажется, что все прошло отлично. Так ли это — узнали у беларусок, которые живут в Париже.
«Уровень организации оценили даже сами французы»
Лена: «Атмосфера в Париже идеально передавала дух Олимпиады — все вокруг дышало единством и гостеприимством. На улицах было полно спортивных фанатов. Люди в форме встречались буквально на каждом шагу: спортсмены, их тренеры, организаторы и волонтеры. Парижане, которые решили не уезжать из города, с улыбкой приветствовали всех этих людей с флагами и разукрашенными лицами. Это был настоящий праздник, где я чувствовала себя в безопасности и комфорте.
За организацию Парижу — огромный плюс. Город небольшой (если не считать пригород, вдвое меньше Минска), но густонаселенный, так что подготовить его к наплыву гостей было непросто. Организаторы справились. Это при том, что одних только атлетов приехало 11 тысяч, а ведь были еще делегации и фанаты. Никакой суматохи я не почувствовала. Всего раз оказалась в плотно заполненном поезде метро, да и то места в нем еще оставались. В Беларуси в час пик иногда стояла в куда большей давке. Логистика в принципе была хорошо продумана: даже несмотря на то, что несколько станций метро закрыли, неудобства не чувствовалось. К тому же, на всех станциях работали волонтеры, которые подсказывали нужное направление, а в поезда регулярно заходили уборщики, чтобы протереть поручни.
С олимпийскими объектами тоже получилось круто. Многие площадки были временными и располагались в знаменитых местах Парижа. Например, у подножия Эйфелевой башни возвели корт для пляжного волейбола. На площади Согласия создали площадку для брейкдансеров. Возле Дома инвалидов соревновались лучники, а прямо внутри Гранд-Пале — фехтовальщики. Атлеты, интервью которых я смотрела, были в полном восторге от идеи совместить спорт и культуру. Мне кажется, это очень парижский подход: не бояться новшеств и нестандартно реагировать на вызовы.
Олимпиада почти никак не повлияла на мой привычный ритм жизни. Никаких пробок или неудобств не было, центр перекрыли только для церемонии открытия. Туристы не мешали. Во-первых, в Париже их всегда полно — я привыкла. Во-вторых, почти все приехали на Олимпиаду, поэтому собирались на аренах и спортивных площадках, из-за чего сам город порой даже казался пустоватым.
Уровень организации оценили и сами французы. Да, сначала они волновались из-за толп туристов и больших расходов на Олимпиаду, но это часть их культуры — возмущаться и жаловаться. Как только игры стартовали, все сразу к ним расположились. Коллеги в офисе и однокурсники в университете отзывались только положительно. Некоторые ходили на церемонию открытия, другие на соревнования, а кто-то чуть ли не каждый день искал билеты на матчи с участием французских спортсменов. Во время обедов в офисе Олимпиада была основной темой разговоров, и даже я, человек, который спортом никогда не интересовался, прониклась атмосферой и захотела пойти на какую-нибудь игру. В итоге, посетила сразу три ивента.
Первый — соревнования по водному поло. Билеты брала на официальном сайте перепродажи, потому что все раскупили еще в прошлом году. Они там появлялись ежедневно, диапазон цен — от 20 до 2000 евро, но средняя стоимость около 100-150 евро. Мне удалось попасть на женские матчи, где играли Греция против Австралии и США против Венгрии. До этого я никогда не интересовалась водным поло, но осталась под огромным впечатлением. Это было невероятно динамично и захватывающе — следить за игрой и за болельщиками. Интересно, что большинство фанатов, как заметила я и мои знакомые, приехали из США. Они активнее всех посещали матчи и поддерживали своих.
Еще я сходила на фан-зону возле Отель-де-Виль, в центре Парижа. Там стоял огромный экран, где транслировались соревнования, и я смотрела гимнастику. Рядом были сцены для концертов, магазинчики с алкоголем и снеками. Атмосфера праздника, как бы банально это ни звучало.
Круче всего было на окраине Парижа в Парке Наций. Там установили фан-зоны разных стран: от Канады до Монголии, от Украины до Мексики. В некоторые можно было войти свободно, в другие — за плату. Внутри каждой зоны предлагали попробовать традиционную еду и посмотреть национальные костюмы, пообщаться со спортсменами. Французская зона была самой огромной: с кучей активностей и стендами от спонсоров Олимпиады. Еще в Парке Наций была опен-эйр площадка, где по вечерам выступали известные диджеи.
Дух соревнований можно было почувствовать не только на специальных локациях. Париж погрузился в ритм Олимпиады, и это чувствовалось повсюду. Многие бары и рестораны в городе установили экраны и транслировали игры. Свободных мест там почти не было: люди вместе следили за выступлениями, обсуждали результаты и просто общались — не только туристы, но и местные.
Еще из прикольного: в ночь закрытия Олимпиады девчонки устроили «охоту на медали». Ходили по парижским барам и искали там атлетов, которые что-то выиграли, чтобы сфотографировать их награды. Мои знакомые, например, нашли американца, у которого была бронза за греблю на байдарках.
Конечно, были и негативные моменты. Например, споры вызвала очистка Сены. Многие французы критиковали это решение, потому что на проект потратили почти полмиллиарда евро. Насколько это было оправдано, решать только самим французам, потому что правительство тратило их налоги. Я же, как беларуска, больше думала о другом — недопуске нашей страны к соревнованиям.
С одной стороны, я согласна с этим решением: не хотелось бы, чтобы мою страну представляли с красно-зеленым флагом и ассоциировали с режимом Лукашенко. С другой, обидно за спортсменов, которые всю жизнь готовились к Олимпиаде, а по итогу не смогли выступить из-за политики. В общем, вопрос сложный. Не могу дождаться, когда такие дилеммы исчезнут из моей жизни и я смогу следить за Беларусью на международной арене под флагом, который уважаю».
«Люди на улицах были очень приветливыми, знакомились друг с другом — поразительный контраст с обычно угрюмыми парижанами»
Полина: «Я уехала из Парижа в отпуск до начала Олимпиады, а вернулась, когда шел пятый день Игр. Уже на вокзале почувствовала, как изменилась атмосфера в городе. Все вокруг смеялись, радовались, обсуждали спорт. Спустилась в метро и почти не услышала там французскую речь — все говорили на разных языках. Уже несколько лет живу в Париже, но с таким столкнулась впервые.
В следующие дни еще больше прониклась праздничным духом. Люди на улицах были очень приветливыми, знакомились друг с другом — поразительный контраст с обычно угрюмыми парижанами. При этом туристов было не супер много, я ожидала худшего. Наверное, дело в том, что многие местные уехали: август во Франции — месяц отпусков и каникул, так что Париж в это время пустеет. Некоторые специально уезжали из-за Олимпиады: перед ее началом настроения в городе были скептические. Все причитали о том, как невыносимо много будет туристов и атлетов, какая суматоха начнется из-за соревнований. По итогу, волновались зря. Все организовали настолько хорошо, что даже французы почти не жаловались. Знакомые вообще жалели, что уехали из города и не погрузились в атмосферу Игр.
Меня в организации особенно порадовали три момента. Первый — безопасность: полицейские были везде. Второй — уважительное отношение к людям. В дни Олимпиады было жарко, и в метро бесплатно раздавали вееры и воду. Третий — не было никакого хаоса: транспорт работал четко, улицы не тонули в туристах. Я, честно говоря, была в шоке от того, как круто все продумали. Мои знакомые французы — тоже.
Единственное, что не получилось у организаторов, — очистка Сены. Идея-то хорошая, но нереализуемая. Сена была грязная веками, поэтому никаких денег не хватит для того, чтобы сделать воду в ней кристально прозрачной. Благодаря Олимпиаде стало лучше, но купаться все равно мало кто решится.
На соревнования не ходила, но посмотрела велогонку, которая проходила в городе. Это было так здорово: болельщики из самых разных стран стояли вокруг растянутых на километры ограждений и поддерживали своих спортсменов. Людей было очень много, некоторые — с детьми. Все радовались, кричали, общались друг с другом. Я никогда велоспортом не интересовалась, но из-за атмосферы на улицах не могла оторваться от гонки.
В общем, впечатления только хорошие. Я даже думаю, что эта Олимпиада станет для других стран примером того, как нужно организовывать игры. Всем точно нужно взять на заметку то, как французы старались экономить ресурсы: почти не строили новые локации, а использовали то, что уже имели. На парижан, надеюсь, Олимпиада тоже повлияет, и они станут меньше ныть».