Пекин настаивает на том, чтобы Минск наладил отношения с Варшавой. Об этом сообщила «Наша Нiва» со ссылкой на собственный источник в дипломатических кругах.
16 сентября стало известно об освобождении очередной порции политзаключенных — на этот раз 37 человек. Получается, всего за последние три месяца досрочно вышли 120 политзаключенных. Последний месяц освобождения идут партиями ежедневно.
Довольно большую часть тщательно срежиссированной встречи с якобы представителями национальных меньшинств 12 сентября Александр Лукашенко посвятил доказыванию, что Китай не рекомендовал Минску ничего.
«Зачем американцам война? При чем здесь отношения Беларуси и Польши? И о чем первый никогда НЕ говорил с председателем КНР?» — говорится в подводке Натальи Эйсмонт к видеофрагменту в тг-канале «Пул первого», именно с таким подчеркиванием большими буквами и шрифтом.
«У нас нормальное отношение к ним, нормальная политика, давайте сотрудничать. Там уже в бешенство пришли бизнесмены польские … они спрашивают у руководства Польши, зачем вы это делаете, мы же там деньги зарабатываем. … Они себе уже не только в ногу выстрелили, даже в голову. Я понимаю, что не может быть одна страна только виновата, а другая нет, поэтому я и своему правительству говорю: не надо ссориться с поляками, может, где-то что-то недоработали.
Давайте будем с ними по-хорошему, давайте будем делать шаги навстречу. Нет, они там крутят-вертят. Вот китайцы Лукашенко заставили, чтобы он смягчил политику в отношении Польши. С Китаем мы не обсуждали даже эти темы. Никогда Си Цзиньпин, зная меня, никогда не скажет, что ты там в Польше что-то сделай. И китайцы умные и руководители, и спецслужбы, они знают, в чем причина. Но главное, вот я вам клянусь, мы никогда этой темы с Китаем не обсуждали, — доказывал Лукашенко. — И то, что туда меньше идет сегодня беженцев, как они заявили, в два раза, ну чего собачиться все время с ними, я говорю, давайте предупреждать афганцев, это же афганцы, иракцы и сирийцы бегут».
«НН» отмечает, что Лукашенко часто «клянется» в разных темах, например, о том, что никто не фальсифицировал результатов выборов, это обычный для него риторический прием.
«Вторая проблема — не их забота, как минимум — освобождение политзаключенных. Каких политзаключенных? Ну вы же видели, что творилось в спокойной, тихой Беларуси в 20-м году», — заявлял Лукашенко.
«Почобут, Почобут, Почобут! — продолил он. — Слушайте, хорошо, забирайте. А он: а я туда не пое-е-еду».
Возможно, это отголоски того, что Андрей Почобут — выдающийся интеллектуал, журналист и моральный лидер беларусских поляков — категорически отказывался признать свою вину и согласиться на депортацию в Польшу взамен за освобождение. Судя по косвенной информации, именно такими были первичные условия, которые выставляли ему лукашисты.
«В чем я не прав?» — риторически спросил Александр Лукашенко.
«Вы правы», — со слащавой улыбкой закивал депутат Палаты представителей Александр Сонгин, который на этой встрече играл роль поляка.
Сообщалось, что президент Польши Анджей Дуда во время визита в Китай с 22 по 26 июня обсудил с председателем КНР Си Цзиньпином миграционный кризис на границе с Беларусью и рассказал о гибели польского солдата после атаки мигранта. Анджей Дуда предупредил главу КНР Си Цзиньпина об обострении ситуации на беларусской границе, возможном перекрытии ее и возможных последствиях этого для китайской логистики товаров.
В ответ впервые с момента кризиса на границе Беларуси с соседями МИД Китая официально прокомментировало ситуацию.
«Китай надеется, что обе стороны будут относиться друг к другу с уважением и будут решать проблему путем консультаций, чтобы избежать эскалации напряженности», — отметили в китайском МИД.
Через границу Беларуси и Польши проходит важный для торговли Китая с Евросоюзом железнодорожный маршрут. Глава МИД Польши Радослав Сикорский заявлял, что правительство может рассмотреть возможность полного закрытия границы с Беларусью из-за кризиса с мигрантами. Однако такого ранее не происходило даже в момент острого мигрантского кризиса осенью 2021 года, который предшествовал нападению России на Украину.
По информации издания, в понятие нормализации отношений с Польшей может входить нормализация ситуации на границе и освобождение активиста польского национального меньшинства Андрея Почобута. Китай вряд ли мог ставить вопрос об освобождении других политзаключенных или политических реформах — он и сам тоталитарное государство, на это нельзя рассчитывать.
Что касается Польши, то она давала сигналы о готовности открыть некоторые пограничные переходы и активизировать двусторонние контакты. Возможно, Минск не настолько заинтересован в этом, чтобы спешить с нормализацией.
Тем более что из действий Варшавы становилось ясно, что закрытие товарного движения через Брест может произойти в случае резкого ухудшения ситуации на границе — а его не происходит.
Что происходит в этот момент с Андреем Почобутом — неизвестно. Информации от него за последнее время не доходило.