Роман Протасевич пошел работать на завод и теперь хвастается зарплатой: ее хватило на отпуск в Дубае. Это при том, что зарабатывает экс-редактор NEXTA, вдвое меньше некоторых коллег. Это по его словам. Как дела обстоят на самом деле, узнала «Маланка Медиа». Спойлер: по-другому.
Самый известный электросварщик страны
Главным ньюсмейкером сентября можно смело назвать Романа Протасевича. В начале месяца стало известно, что экс-главред NEXTA сменил профессию, причем радикально. Теперь Роман — электросварщик. Трудится он на Минском электротехническом заводе имени Козлова (МЭТЗ). Его фото в рабочей одежде опубликовал телеграм-канал предприятия 2 сентября. Уже через неделю Протасевич сменил униформу на футболку и отправился в отпуск.
Когда Протасевич встал за станок, неизвестно — но точно не раньше 1 мая. В день труда он закончил обучение, чем похвастался в соцсетях: «Дипломированный сварщик третьего разряда. Да здравствует рабочий класс!». Если представить, что Протасевича взяли на МЭТЗ уже на следующий день, то трудовой стаж у него — 4,5 месяца. По беларусскому законодательству, в первый отпуск уходить можно через полгода после начала работы. Судя по всему, для Романа сделали исключение.
Ещё одна интересная деталь — место, куда Протасевич отправился отдыхать. Дубай — вот выбор простого беларусского сварщика. Билеты туда-обратно, если лететь «Белавиа», стоят примерно 2600 рублей (800$). Сколько же это нужно зарабатывать, чтобы позволить себе такой отпуск после четырех зарплат?
На этот вопрос ответил сам Роман в интервью Григорию Азарёнку: «Зарплата хорошая, айтишникам-новичкам и не снилась: с «нуля» через три месяца обучения — до 2500 рублей».
Протасевич заверил, что это не предел: «У нас в цехе мужики-сварщики зарабатывают по 9-10 тысяч. Им эта политика [и фразы] «режим вот-вот рухнет» вообще не нужны. Они получают хорошие деньги, кормят семьи, думают о будущем. Весь коллектив заинтересован честно зарабатывать».
Хороший оклад, признался Роман, — это главная причина, по которой он решил стать сварщиком: «Скажу просто: открыл вакансии и стал сравнивать наиболее востребованные профессии с наилучшим соотношением затраченных сил и получаемых денег».
Мы решили проверить, насколько верны названные Протасевичем расценки. По его же совету, открыли сайты с вакансиями.
Вакансий много — денег не очень
Начнем с сайта Минского электротехнического завода, работники которого отдыхают в Дубае. Незакрытыми остаются 50 вакансий. Самую большую зарплату предлагают токарю — 3500-5000 рублей (1080-1550$). Выходит, чтобы получать 10 тысяч, как в цехе у Протасевича, нужно работать на две ставки, по 16 часов в день.
На «Работа.бай» доступно 40 вакансий от МЭТЗ. Специалистов ищут самых разных: от бухгалтера и охранника до токаря и фрезеровщика. Самую большую зарплату предлагают электросварщикам, тут Протасевич не соврал. Однако озвученные им расценки далеки от реальных: 4000 рублей (1240$) — потолок.
Зачем же Роман завысил доходы своих коллег? Скорее всего, по той же причине, из-за которой пропаганда стала активно рассказывать о его работе на заводе. В стране — нехватка кадров, и это пытаются исправить любыми способами, включая пиар-кампании. Протасевича сделали «живой рекламой» рабочего класса, надеясь, что это привлечет людей на предприятия. Рук там и правда не хватает.
Минский электротехнический завод, где работает Протасевич, нуждается почти в 200 специалистах. Это следует из вакансий, которые предприятие опубликовало на сайте государственной службы занятости. Больше всего предлагают сварщикам и токарям: до 4000 рублей. Для Беларуси, где медианная зарплата чуть меньше 1700 рублей, это хорошая сумма — но она в два раза меньше той, о которой говорил Протасевич.
Прим.: Медианная зарплата — половина работников получает больше этой суммы, а половина меньше.
Нехватку специалистов признает и руководство МЭТЗ. В июне пресс-служба завода писала: «Ни для кого не секрет, что дефицит кадров, особенно рабочих профессий, — достаточно серьезная проблема для всех промышленных предприятий города и страны в целом. Решение данного вопроса может быть только системным и комплексным».
Завлекать собираются деньгами. Так, предприятие приняло новое положение, по которому молодым работникам при заключении контракта на пять лет будут покрывать расходы на аренду жилья и выпишут премию в 5000 рублей (1550$). Протасевич, кстати, считается молодым работником, ему 29 лет.
Рабочих рук не хватает
Нехватка кадров — общая проблема большинства предприятий Беларуси. Решать ее пытаются по-разному. Например, МТЗ в прошлом году пообещал поощрение сотрудникам, которые помогут закрыть вакансии. За каждого привлеченного работника — 500 рублей к зарплате, если тот продержится три месяца без нарушений. Даже такая акция залатать кадровые дыры не помогла. На МТЗ до сих пор не закрыты больше 2300 вакансий. На БелАЗе — около 350 свободных мест, на МЗКТ — больше 150.
Если смотреть не на предприятия, а на специальности, картина лучше не становится. Для электросварщиков, в которые подался Протасевич, в Беларуси открыто более 650 вакансий. Для электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах — еще около 300.
Нехваткой кадров озаботились и чиновники, и лично Лукашенко. Но от их заявлений ситуация не улучшается — дефицит только растет. По подсчетам «Зеркала», 2020 по 2023 год Беларуси потеряла больше 160 тысяч работников в разных сферах.
Значительную роль в этом играет политический кризис в стране, а также сопутствующие ему репрессии и миграция. Сколько человек в Беларуси уволили «за политику», точно неизвестно, но счет идет на тысячи, если не на десятки тысяч. При этом «чистки» продолжаются до сих пор.
С Минского электротехнического завода, где сейчас работает Протасевич, в ноябре 2020 уволили 25 сотрудников. Официально — из-за «нанесения ущерба предприятию», фактически — за участие в забастовке после сфальсифицированных выборов.