В последние годы Сербия набирала популярность среди беларусских релокантов. Простая легализация и дружелюбное отношение местных делали свое дело. Однако ребром встал вопрос безопасности, когда по запросу Минска в Сербии был арестован режиссер Андрей Гнёт. Ему грозит депортация на родину и лукашенковская тюрьма. Спастись Андрей пытается через суд. Как на эту историю отреагировала диаспора, рассказал переехавший в Сербию беларус, а заодно поделился своим опытом жизни в этой балканской стране.

Иван (имя изменено по просьбе героя) работает в сфере кино и телевидения. К осени прошлого года развиваться в этом направлении в Беларуси, по его словам, стало невозможно, так что он решил эмигрировать. Самым разумным вариантом казалась Сербия: там у семьи Ивана есть дом, что значительно упрощает легализацию. Особых ожиданий от переезда у парня не было — просто хотелось спокойствия и перспектив для работы. Далее — монолог Ивана о жизни на новом месте.

«Люди разделились на два лагеря». Про Андрея Гнёта

Мы с Андреем крутимся в одной сфере, поэтому в рабочих чатах его ситуацию обсуждали. В целом, люди разделились на два лагеря. Одни считают, что Андрей сам виноват: знал, куда едет и какие здесь правила, а значит, осознанно пошел на риск. Другие говорят, Андрея нужно поддерживать в любом случае. У меня нет четкой позиции.

С одной стороны, эта ситуация создает нехороший прецедент для всех эмигрантов, особенно беларусов. С другой стороны, Сербия — не та страна, в которой можно проявлять политическую волю, и это нужно понимать. Для беларусских активистов есть Польша, Литва и другие страны, которые контактов с Лукашенко не поддерживают.

Я понимаю, что это звучит сурово и в идеальном мире так быть не должно, но мы живем не на планете розовых единорогов. Реальность далека от идеала, и нужно адаптироваться к ней, а не надеяться на лучшее.

«Тут не автократия, поэтому за свои права можно бороться». Про чувство безопасности

У тех, кто приехал сюда по собственному желанию, все хорошо. Ничего опасного в Сербии нет, кроме футбольных фанатов, но за ними пристально следит полиция. Если же у человека есть бэкграунд, который нежелателен в Беларуси или России, Сербия для него — не самая безопасная страна. Риск преследования по политическим мотивам здесь есть. Однако хочу отметить отличие Сербии от Беларуси: тут не совсем демократия, но и далеко не автократия — поэтому за свои права можно бороться, суды работают. История Андрея Гнёта, как мне кажется, это подтвердила.

Фото: mil.ru

«Ультрапатриоты, которые ненавидят Америку и любят Россию». Про сербскую политику

На мое отношение к Сербии история с Гнётом не повлияла. У этой страны собственное мнение на определенные вещи, и она, в силу исторических и политических причин, имеет на него полное право — как и любое другое государство. Мои взгляды могут с этим мнением не совпадать, но со своим уставом в чужой монастырь не лезут.

К тому же важно разделять народ и власть. На примере России и Беларуси мы знаем, что не все поддерживают действия своих правительств. Человек, который судит беларусов по Лукашенко или россиян по Путину, — дурак. То же самое с Сербией. Если правительство принимает спорные решения, это не значит, что весь народ плохой. Сербы очень разношерстные. Есть «ультрапатриоты», которые ненавидят НАТО, Америку, Европу и любят Россию. Есть люди с противоположными взглядами. А есть и такие, кто считает обе стороны лицемерными.

«Вариантов масса». Про легализацию

В Сербию я приехал в октябре, а уже в ноябре получил ВНЖ — на основании владения недвижимостью. Для такой легализации нужна только справка из сербского банка, подтверждающая, что у вас открыт счет. На нем должны быть деньги, но какой-то фиксированной суммы нет. Все зависит от человека, который будет рассматривать документы (в Сербии очень многое пляшет от человеческого фактора). Оптимально — иметь на счету пару тысяч евро. 

Открыть счет беларусам и россиянам в Сербии довольно сложно, как почти везде сейчас. К счастью, есть несколько банков, готовых на это пойти — но они не самые надежные и современные, с ужасными мобильными приложениями. Все нормальные банки открывают счет только спустя год жизни в Сербии по ВНЖ. 

Из других вариантов легализации: открыть ИП и получить ВНЖ на его основании, устроиться в сербскую компанию, поучаствовать в программе для талантов или податься на языковые курсы. Вариантов масса, и для всех нужен свой набор документов. Чтобы ничего не упустить и не напутать, надо изучить госсайты: там все доступно объясняют.

Подаваться на ВНЖ можно по-разному. Например, прийти в местный орган, занимающийся легализацией эмигрантов, — МУП. Или подать документы онлайн, через портал электронного правительства, подождать одобрения, а потом прийти в МУП за готовым ВНЖ.

Важно помнить, что беларусы могут находиться в Сербии без визы только 30 дней. Из-за этого многие практикуют «визаран» — каждые 30 дней выезжают в соседнюю Черногорию или Боснию, а затем возвращаются обратно. Некоторые живут так годами. Особо предприимчивые сербы даже предлагают специальную услугу за 30–40 евро: перевозят людей через границу на своей машине и сразу возвращают обратно — с новым штампом в паспорте, который позволяет еще 30 дней находиться в Сербии. 

Также есть нюанс с визами. Без ВНЖ сделать их в принципе невозможно. С легализацией обычно открывают одноразовые визы. Шенген дают либо очень рандомно, либо не дают вовсе.

«Иногда жутко бесит». Про сербский менталитет

Главная особенность Сербии — философия «полако». Это слово переводится как «медленно», но смысл его гораздо глубже. Полако — это образ жизни, похожий на итальянское «дольче фар ниенте» или испанское «маньяна». Его суть в том, чтобы никуда не торопиться и никогда не напрягаться. В некоторых случаях это очень классно. Например, сербы могут сквозь пальцы посмотреть на какое-то мелкое нарушение, не ставить жестких дедлайнов. Но иногда полако жутко бесит. Допустим, ты вызываешь мастера для починки чего-то. Он говорит, что будет завтра, но не приходит. Ты звонишь разбираться, а он говорит, мол, погода была не очень, приду через две недели. К такому нужно привыкнуть. Я и сам уже иногда отмахиваюсь от проблем и дедлайнов — полако.

От этого, конечно, страдают многие сервисы и в целом инфраструктура. Я только в Сербии понял, насколько в этом плане все хорошо в Беларуси. 

Фото: AP Photo/Darko Vojinovic

«Иногда наш паспорт — это преимущество». Про отношение к беларусам

В Сербии беларусов практически не отделяют от русских и о протестах 2020 почти не знают. Оно и неудивительно: нас тут очень мало, про организованную диаспору и речи не идет. Я и сам обычно представляюсь русским, потому что это избавляет от лишних вопросов. Что в Сербии актуально для них, то касается и нас. Учитывая, что Сербия — чуть ли не единственная страна, откуда русских пока не гонят, это хорошо. Ни с какой дискриминацией я не сталкивался. Более того, иногда российский или беларусский паспорт — это даже преимущество. Было несколько историй, когда полицейские остановили человека за превышение скорости, потом увидели у него документы РФ или РБ — и отпустили.

«Неплохую квартиру можно арендовать за 400–600 евро». Про недвижимость

Еще несколько лет назад цены на аренду были очень низкими: хорошую квартиру со свежим ремонтом можно было снять за 200–300 евро. Но как только началась война и сюда массово повалили русские, прайс подскочил. Теперь неплохую квартиру можно арендовать за 400–600 евро, и то не в центре города. Дешевле предлагают только «югославский совок».

Искать можно через сайты и телеграм-каналы. Мой личный лайфхак — арендовать напрямую у владельца. Агентства и сервисы берут комиссию, а иногда могут и обмануть, как это случилось со мной при бронировании через Booking. Еще один плюс: владельцы часто идут навстречу, и с ними можно договариваться на более выгодные условия. Обязательно нужно узнавать про коммуналку, потому что она сильно отличается в зависимости от квартиры. Мой совет — избегать вариантов с центральным отоплением, оно дорогое.

«Знакомые из Беларуси охают — мол, дорого». Про цены

В Сербии есть своя валюта, динар, но люди все считают в евро — прямо как беларусы в долларах. Когда рассказываю знакомым из РБ про местные цены, все охают — мол, дорого. Это так, если переводить в рубли, но в этом нет смысла. Зарплаты в Сербии совершенно другие: не центрально-европейский уровень, но намного выше, чем в Беларуси. Здесь можно спокойно получать 800-1000 евро, и за эти деньги доступно куда больше, чем в РБ за 1000 рублей. Так что мой совет: забыть про беларусские деньги, забить на курс — и тогда все станет хорошо.

Единственное, к чему я до сих пор не могу привыкнуть, — цены на такси. Это просто кошмар. В Беларуси заказываешь «Яндекс» и сразу видишь, сколько поездка будет стоить. В Сербии такого нет. Здесь закон обязывает всех водителей — даже в «Яндексе» — ездить по счетчику. А это значит, что заранее не узнаешь, во сколько такси обойдется. Можешь увидеть предварительный расчет, скажем, на 5 евро — а на деле проедешь на 15. Все зависит от пробок, маршрута, который выберет водитель, и еще кучи факторов. Так что такси здесь — это удовольствие для богатых.

«Мне хватило года, чтобы интегрироваться». Про адаптацию 

Есть куча телеграм-каналов для эмигрантов, в которых можно найти любую информацию о Сербии. Обязательно советую их смотреть, потому что это облегчает адаптацию. Мне хватило года, чтобы интегрироваться.

С одной стороны, Сербия — это Европа. Но с другой — очень многое здесь напоминает постсоветские страны. Вроде уехал из дома, а все равно чувствуешь себя как-то по-своему. Так что культурный шок минимальный. 

С погодой не все так просто. Сербская зима очень мягкая, по сравнению с нашими морозами. Снег здесь идет, может, недели две в году. Лето очень знойное. Нередко бывает +40, а то и +42. Сначала умираешь, но потом привыкаешь и радуешься «прохладным» +30. Весна и осень тут — времена контрастов. Днем может быть +30, а ночью — +6. 

Привыкнуть к языку было довольно легко. В нем полно знакомых слов и корней, так что общий смысл фраз всегда можно уловить. Я, например, не говорю по-сербски (много нюансов с грамматикой), но понимаю практически все. Это потому, что я беларус. Русским приходится намного сложнее: у них язык сильно отличается от других славянских.

Белград. Фото: skyscanner

«Ценится физическая работа». Про рынок труда

Сербия хоть и не совсем Европа, но очень близка к ней — и это делает работу здесь намного проще в ментальном плане и намного выгоднее в материальном. Если в странах СНГ часто пытаются сэкономить на оплате, но при этом требуют идеального качества, то в Сербии такого нет. 

Однако нужно понимать, что высоко ценится здесь именно физический труд. Электрики, строители, сантехники и другие мастера зарабатывают хорошо. Если заниматься интеллектуальным трудом, то преуспеть будет тяжело, особенно без знания языка. Правда, есть вариант строить бизнес на русскоязычной диаспоре, и многие им пользуются.

Начинать свое дело здесь, с одной стороны, перспективно, потому что рынок относительно пустой — нет многих товаров и услуг, к которым мы привыкли. Но, с другой стороны, этот рынок сложный. Если сербы не знакомы с тем, что ты продаешь, они никогда этого не купят.

Без знания сербского устроиться в местную компанию почти нереально. Не помогут ни крутой английский, ни русский, который многие работодатели воспринимать как плюс. Так что самый популярный вариант для экспатов из СНГ — русскоязычные компании с офисами в Сербии. В основном это айтишка, но и с ней есть проблема — огромные налоги. Еще можно открыть ИП. Налоги отличаются в зависимости от сферы. Например, у меня сумма фиксированная — 300 евро в месяц.

«Много русских врачей». Про медицину

С медициной в Сербии все нормально, даже бесплатная на уровне. Многие хвалят местных стоматологов — особенно в исследовательских институтах. Я сам еще не проверял, но говорят, что в таких местах лечат либо бесплатно, либо очень недорого. 

Что касается частных клиник, то средняя цена за прием — 30-50 евро. Вполне приемлемо. Обычно за один визит тебя осмотрят и выпишут все необходимое. Плюс, здесь много русских врачей. Это отдельная «фишка» местных больниц — они не берут за это дополнительную плату, просто говорят: «У нас есть врач, который говорит не только на сербском, но и на русском», — и так привлекают клиентов.

Если есть ВНЖ, то можно оформить страховку. Она дает доступ к бесплатным услугам в поликлиниках.

Про планы на будущее

Сербия мне нравится. Прекрасная природа, хорошее географическое положение, относительно дешевая жизнь. Хотя, признаюсь, я бы чувствовал себя комфортно в любом месте, где есть стабильная работа. Пока получаю здесь заказы, всем доволен и уезжать не планирую.

Ранее

В Минской школе распылили перцовый баллончик

Далее

В Киеве произошла стычка беларусского добровольца и топ-чиновника Нацбанка

Читайте далее