7 октября 2023 года боевики палестинского террористического движения ХАМАС напали на Израиль. Около 1200 мирных жителей были убиты, в заложниках оказался 251 человек, в том числе и Кфир Бибас, которому на момент похищения не исполнилось и года.
Террористы, в частности, напали на посетителей музыкального фестиваля Nova, проходившего в пустыне Негев. Там погибли более 300 человек, еще 40 попали в плен.
В ответ армия Израиля, ЦАХАЛ, начала военную операцию в секторе Газа. Через полтора месяца израильское правительство добилось обмена 105 заложников, которых помогли спасти военные и спецслужбы.
Год спустя в плену у ХАМАС остаются как минимум 97 человек, однако скорее всего не менее 30 из них уже мертвы.
«Израильское общество, конечно, прошло за это время серьезный, серьезный путь. Если в октябре прошлого года доминировало жажда мести, наказания ХАМАСа, ну и, конечно же, большое внимание уделялось освобождению заложников. И была надежда, что удастся вернуть как можно больше людей», — рассказал Маланке историк, доктор наук Александр Фридман.
«Но сейчас мы видим, что ситуация изменилась, какие-то сделки были, но большинство людей вызволить так и не удалось. Они остаются в заложниках и надежда на то, что они вернутся угасает. Да, эта тема поляризует израильское общество. К примеру, Нетаньяху (Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля — прим. ред.) и его правительству регулярно ставится вину то, что они делают гораздо меньше, чем следовало для того, чтобы вернуть заложников, что они сосредоточены на войне и на уничтожении ХАМАС. Нетаньяху от этих обвинений, естественно, отбивается, встречается с семьями заложников, и говорит о том, что да, кого-то из заложников мы вызволили, но тем не менее серьезных успехов у Израиля на этом направлении нет.
Кроме того, честно говоря, мы же не знаем, где находятся заложники и вообще живы ли они. То есть надежда на то, что кто-то еще вернется, вернется живым, она, конечно, тает с каждым днем. Но тема заложников остается на повестке дня, несмотря на то, что вот сейчас так много пишут о войне с Хезболлой. Естественно, и обсуждаются различные сценарии войны с Ираном. Тема заложников, она присутствует, я думаю, на следующих выборах нынешнему правительству и тому же Нетаньяху его будут упрекать в том, что было сделано для освобождения заложников меньше, чем должно было.
А если говорить вообще о состоянии общества, то, конечно, за этот год политические распри, они остаются на повестке дня. Но консолидация израильского общества, она произошла, потому что стоит вопрос о выживании государства. И в этом смысле о том, что Хезболла, ХАМАС и Иран являются врагами, которые должны быть уничтожены или, по крайней мере ослаблены — по этому поводу в израильском обществе существует консенсус», — сказал Фридман.