Одна из главных новостей этой недели — задержание Дмитрия Лобяка и Евгения Шавеля, партнеров российского миллиардера Дмитрия Мазепина по «Уралкалию». Такие случаи в истории Беларуси уже происходили, и все они были связаны с политическими играми Беларуси и России. Как вы уже могли догадаться, этот раз не является исключением. «Маланка» подтверждает это мнениями экспертов.
Арест — классическое предложение о сотрудничестве?
В эфире «Горячего комментария» на YouTube-канале Malanka Media представитель BELPOL Владимир Жигарь сказал, что задержание калийных гигантов в Беларуси является типичным:
«Это типичная Беларусь, в которой мы такое видели неоднократно. Мы сегодня работали по этой информации, общались в том числе с различными людьми в Беларуси, связывались с журналистами. Людей необходимо подоить. Люди, по мнению семьи Лукашенко, немножечко зарвались, и зияющие дыры и в бюджете, и лично в кошельке у Лукашенко предложено возместить. И я уверен, что они возместят».
По мнению Жигаря, после «расплаты» с режимом Лобяк и Шавель уедут из Беларуси и в ближайшее время появляться в стране не будут.
Беларусский политолог Игорь Тышкевич также поделился своим мнением на странице в Facebook. Он напомнил, что в 2013 году у калийщиков уже были проблемы с силовиками. Тогда беларусское КГБ пыталось похитить менеджера «Уралхима» Самойлова из Москвы, а также был арестован руководитель Беларусской калийной компании Владислав Баумгертнер. Обоих обвиняли в неуплате налогов и таможенных пошлин, но всё это, по словам Тышкевича, связано с «интеграционными процессами».
О том, какую роль «интеграционные процессы» играют в задержаниях, Тышкевич рассказал более подробно.
Как интеграция связана с калием?
Беларусь и Россия контролируют до 30% мирового рынка калийных удобрений. В Беларуси работает «Беларуськалий», а в России — «Уралкалий» и «Сильвинит» (вместе это «Уралхим»).
«В далекие 2004–2005 годы стороны решили избежать конкуренции и создать совместное предприятие по сбыту продукции. Так возникла ЗАО «Беларусская калийная компания», где формально акции были разделены 50/50, но в реальности Минск за счет нехитрых манипуляций получил чуть больше, да и офис БКК был в столице Беларуси», – вспоминает Тышкевич.
Тогда «Уралкалием» владел Сулейман Керимов. Он дружил с Лукашенко, но совместный сбыт, отмечает политолог, ему «не слишком нравился».
«Он пытался договориться о покупке “Беларуськалия” либо о слиянии с “Уралкалием”. Но вначале Лукашенко запросил слишком много, а в 2007 году и вовсе отказал в приеме. В том же 2007-м беларусские власти попытались наладить отношения со странами ЕС и выйти из-под санкций. Керимов, видимо, обиделся», – пишет Тышкевич, отмечая, что после этого Керимов начал медийные атаки на Лукашенко с помощью НТВ и «Первого канала» на российском телевидении, в которых он владел долей.
Президентские выборы 2010 года и усиление интеграции
По словам Тышкевича, в 2010 году ходили слухи об интересе Керимова к оппозиционной беларусской политике. После выборов, протестов и арестов Беларусь в очередной раз оказалась под санкциями. Тогда Россия «фактически купила» членство Минска в Таможенном союзе и продолжала давить на интеграцию дальше (объединить активы МАЗ, КАМАЗ, «Беларуськалий» и другие).
До этого Керимов привел в БКК свой менеджмент и начал прикрывать схемы, которые позволяли Беларуси оставлять больше прибыли, а не отправлять ее в Россию.
Однако после серии арестов и скандала между Минском и Москвой Керимов был вынужден продать «Уралкалий» российскому бизнесмену Дмитрию Мазепину.
Как Москва мешала Минску выйти из-под санкций?
В 2014 году Москва не смогла реализовать план «Новороссии», и Беларусь внезапно превратилась в «площадку для переговоров», после чего Лукашенко снова стал «рукопожатным» на Западе. Однако после протестов в 2020 году и поддержки полномасштабного вторжения России в Украину в 2022-м от Лукашенко снова отвернулись.
Тогда важную роль сыграла «Зерновая сделка». Одним из условий России был вывод из-под санкций производителей удобрений, что США и сделали. Но Минск туда не попал.
«Попытки Минска вписаться в зерновую сделку транзитом через свою территорию в обмен на аналогичное решение по “Беларуськалию” были безуспешными. Не без помощи РФ. Как только дипломаты Лукашенко заявляли об инициативе или были близки к подписанию некоего меморандума, в Беларусь влетали российские ТУ и запускали ракеты по Украине. Так было в июле и сентябре 2022 года. Таким образом, “Уралхим” не под санкциями, “Беларуськалий” — под», – объясняет Тышкевич.
Китай спас независимость беларусской калийной сферы
После зерновой истории Мазепин продолжал вести работы по слиянию беларусского и российского калия. Но вмешалась Китайская Народная Республика. Она уменьшила импорт продукции «Уралхима» в 2,5 раза и заместила ее поставками из Беларуси. Однако помогало это недолго.
«В начале 2024 года схема не повторилась — в Минске решили, что “поймали Бога за бороду”, и не выполнили “домашнее задание из Пекина”, которое касалось изменения политики, среди прочего. В результате на китайском направлении для беларусских калийщиков первые 6 месяцев 2024 года стали провалом», – пишет политолог.
После этого, подметил Тышкевич, Беларусь снова продемонстрировала готовность «прислушиваться к партнерам», и КНР резко активизировала свое присутствие. Но это не все сходства с прошлым:
«В Украине (вновь параллели) запахло началом мирных переговоров. Да и Минск вновь пытается начать игру в “нормализацию” отношений с соседями. Факторы сошлись. И deja vu — в Беларуси вновь октябрь и вновь арестовывают крупных бизнесменов, связанных с российской калийной отраслью. Одним словом, игра началась. Дальше будет веселее», – подытожил Тышкевич.