В Африке — вспышка опасного вируса, который вызывает сильную лихорадку и тяжелые кровотечения. Летальность — до 90%, а проверенных вакцин нет. Рассказываем, откуда взялся этот вирус, как передается и станет ли причиной новой пандемии.
Что, опять какая-то новая болезнь?
Нет, не новая, но малоизученная и очень опасная. Ранее ее называли «марбургской лихорадкой» — сейчас используют термин «вирус Марбург». Впервые болезнь, которую он вызывает, выявили почти 60 лет назад. С тех пор ее вспышки периодически случались в разных частях света — и совсем недавно началась новая, в Руанде. По последним данным, вирусом Марбург там заразились 58 человек, умерли — 13. Большинство пострадавших — медицинские работники.
Марбург — «родственник» Эболы, который также вызывает тяжелое заболевание. Во время вспышек его летальность достигает 88%.
Что происходит с человеком, который заразился?
Инкубационный период вируса Марбург длится от 2 до 21 дня. Болезнь начинается внезапно и сопровождается высокой температурой, сильной головной болью и общим недомоганием. На третий день проявляются диарея, спазмы в животе, тошнота и рвота. На пятый-седьмой начинаются тяжелые кровотечения: из носа, десен и влагалища. Летальный исход чаще всего наступает через восемь-девять дней после появления первых симптомов.
Более редкие проявления болезни: зудящая сыпь, спутанное сознание, раздражительность и агрессивности.
Бессимптомного течения этой инфекции нет.
А что насчет вакцин?
Препаратов, эффективность которых доказана, нет — но есть разработки. В том числе вакцина, которая теоретически может обеспечивать иммунитет к вирусу Марбург. Руанда начала ее клинические испытания. В первую очередь вакцинировать будут медицинских работников (они — основная группа риска) и людей, которые близко контактировали с зараженными.
Как передается вирус?
Через контакт с кровью, мочой и другими биологическими жидкостями инфицированных, а также с материалами, которые ими загрязнены — например одеждой и постельным бельем. Чтобы вирус оказался в организме, эти жидкости должны попасть на слизистые или поврежденную кожу.
Больной остается источником инфекции до тех пор, пока вирус сохраняется в крови — то есть на некоторое время даже после смерти. Из-за этого власти Руанды ввели ограничение на количество людей, которые могут присутствовать на похоронах жертв вируса Марбург.
Хорошие новости: воздушно-капельным путем или через комаров вирус не передается.
Может ли вирус перекинуться на другие страны?
Вероятность распространения инфекции по континенту высокая, отмечает ВОЗ. Однако риск начала глобальной вспышки оценивают как низкий: Руанда приняла серьезные меры для того, чтобы это предотвратить. Там регулярно проводят тесты на Марбург, а также отправляют на карантин тех, кто контактировал с зараженными.
Местное правительство не запрещает въезд туристам, но рекомендует соблюдать меры предосторожности: мыть руки и не общаться с людьми, которые выглядят больными. Американские Центры по контролю и профилактике заболеваний считают безопасным ездить в Руанду, но с оговорками. Например, советуют не посещать пещеры, народных целителей и похороны, а также не прикасаться к шимпанзе.
То есть до Беларуси зараза не дойдет?
Отрицать этого нельзя. Однако беларусский Минздрав опасений пока не высказывал и в принципе не комментировал вспышку в Африке.
В соседней России вирусу уделяют больше внимания. «Завоз инфекции в страну — вопрос не исключенный, — считает эпидемиолог и академик РАН Геннадий Онищенко. — Наши деловые, научные, да и просто гражданские поездки за рубеж сегодня проводятся, и вот на это нужно не только на контроль брать, а проводить профилактические мероприятия».
Если Марбург действительно попадет в Россию, то он практически неминуемо появится и в Беларуси. О том, справится ли наша страна с этим, мы поговорили с врачом Станиславом Соловьем в программе «Горячий комментарий».
По его мнению, шансы на успешное противостояние с вирусом есть. Врач подчеркнул, что Беларусь на данный момент является относительно закрытой страной, с низким уровнем как внутреннего, так и внешнего туризма, что снижает риск распространения инфекции.
Говоря о системе здравоохранения, врач отметил, что в случае с Марбургом требуется лишь симптоматическое лечение, включающее инфузионную терапию — в отличие от ситуации с ковидом, когда была необходима не просто госпитализация, а специализированные койки с кислородной поддержкой и дорогостоящими медикаментам.
Кроме того, врач отметил природное преимущество страны — наличие чистой воды. Это может сыграть важную роль в профилактике и лечении.
«Стартовые условия у Беларуси в борьбе с таким заболеванием выглядят благоприятными. Но, надеюсь, нам не придется это проверять», — подвел итоги Станислав Соловей.
А почему вообще началась вспышка?
Руанда этого не раскрывает. Однако источники журнала Science рассказали, что первым пациентом был путешественник, который обратился в больницу в столице страны Кигали. Там ему диагностировали малярию. В начале сентября путешественник скончался — руандийские чиновники это подтвердили. К моменту его смерти Марбургом заболели несколько медработников. Они думали, что лечат малярию, и не принимали мер защиты от вирусной инфекции.
Предыдущая вспышка вируса Марбург была зафиксирована в прошлом году. Точнее, вспышек было две: в феврале — в Экваториальной Гвинее, в марте — в Танзании. Нынешний подъем заболеваемости масштабнее. Больше заболевших было только во время вспышки в Анголе 20 лет назад и в Демократической Республике Конго 25 лет назад.
Фиксировали вирус не только в Африке. Само название — Марбург — отсылает к одноименному немецкому городу, в котором вирус впервые обнаружили. Произошло это в 1967 году в лаборатории, где работали с зелеными мартышками из Уганды. В результате учетки заболело несколько специалистов. Параллельно с этой вспышкой произошли две другие — во Франкфурте, Германия, и Белграде, Сербия. Там тоже изучали мартышек.
Естественными хозяевами марбургского вируса при этом считают не обезьян, а летучих мышей. Чтобы заразиться, человек должен проконтактировать с ними или с пищей, к которой они притронулись.