Глебу Вашкевичу 21 год. Он родился и вырос в Минске, но уже четвертый год живет в США. Переехал туда по учебе: сначала поступил в Калифорнию, потом перевелся в Иллинойс. В столице этого штата, Чикаго, Глеб изучает маркетинг, участвует в акциях и митингах беларусской диаспоры, а еще — волонтерит в штабе Камалы Харрис, кандидатки в президенты США от демократов. Об этой работе он рассказал «Маланка Медиа».
«Голосовать на выборах я не могу, поскольку у меня нет американского гражданства. Но и сидеть на месте не могу»
Нынешние выборы так же важны для Америки, как выборы 1994 были важны для Беларуси. Мы тогда сделали неправильный выбор — и потеряли демократию, лишились возможности определять курс, по которому будет двигаться страна. Американцы сейчас рискуют сделать то же самое. Трамп прямо говорит: если его изберут, американцам больше никогда не нужно будет голосовать. Я, как человек, выросший в авторитарной стране, не могу допустить, чтобы над демократией нависла угроза — поэтому решил поддержать Камалу Харрис.
Голосовать на выборах я не могу, поскольку у меня пока нет американского гражданства. Но и сидеть на месте не могу: если Трамп победит, не хочу винить себя в том, что ничего не сделал, чтобы этому помешать.
Поэтому в начале сентября я прошел тренинг в штабе Камалы Харрис и стал волонтером. Всего нас в команде 500-600 человек — и речь только про штат Иллинойс. Очень много молодых ребят. Они понимают, что эти выборы определят политику США не только на ближайшие четыре года, а на десять-двадцать лет, поэтому делают все возможное, чтобы не допустить победы Трампа.
А вот иностранцев не много — но это никак не влияет на отношение ко мне. Все очень дружелюбные, интересуются, откуда я родом, спрашивают о выборах в Беларуси. Когда узнают, что у нас творится, сочувствуют.
С Камалой пока не встречался, но уверен, что это произойдет очень скоро. Я, наверное, заплачу от радости, а потом скажу ей: «Мы сделали это, Камала! Вы выиграли выборы!»
«Рассказываю американцам о Беларуси и предупреждаю: у вас будет то же самое, если выберете Трампа»
Моя задача — звонить жителям колеблющихся* штатов и убеждать их поддержать Камалу.
*это штаты, в которых ни одна из двух крупнейших партий США не обладает поддержкой устойчивого большинства избирателей. Там побеждают то демократы, то республиканцы.
Вначале уделял этому 4-5 часов в неделю, но теперь, когда до выборов осталось меньше месяца, — по 8-10 часов.
Рассказываю американцам о Беларуси, о том, как мы потеряли свою демократию и к чему это привело. И предупреждаю: у вас будет то же самое, если выберете Трампа.
Люди очень удивляются моим рассказам, потому что ничего не знают о нашей стране. Может, два-три человека из десяти скажут, что слышали про «white Russia», но никто не в курсе политической ситуации.
«Всех шокируют репрессии. В представлении американцев такое было возможно только в сталинские времена»
Главный шок для американцев — что у нас 30 лет у власти находится один человек. Они просто не могут в это поверить. Спрашивают: «А как же конституция? А как же право?»
Еще всех шокируют репрессии: в представлении американцев такое было возможно только в сталинские времена. Тогда я рассказываю свою личную историю, говорю про тысячи политзаключенных, про аресты за комментарии и проверки телефонов на границе. В этот момент у людей какой-то сдвиг в голове происходит. Они начинают понимать, что Камала — лучший выбор.
Иногда попадаются убежденные трамписты, которых невозможно переубедить. У них, кстати, много общего со сторонниками Лукашенко. Это в основном не очень образованные люди старше 40, которое живут в сельской местности или небольших городах, а основной источник информации для них — телевизор. Трампа и Лукашенко они поддерживают, потому что слышат от них то, что хотят услышать. Обычный популизм, но многие на него ведутся.
«Хочу стать сенатором Иллинойса»
За время волонтерства понял, насколько огромен культурный разрыв между американцами и мной. Я с 17 лет борюсь за свободу своей страны. Часть моей семьи живет в Украине и сражается на передовой с российскими оккупантами. Из-за этого я понимаю цену свободы и демократии. Американцы же, особенно молодое поколение, воспринимают это как должное. Они не задумываются о том, что за их права и свободы когда-то сражались их предки. Меня это сильно расстраивает, но я надеюсь, что разговоры со мной и моя история научат их больше ценить то, что они имеют.
Также волонтерский опыт помог мне лучше понять избирательную систему США. Я всегда интересовался американской политикой, знал про двухпартийное устройство — но важность пяти-шести колеблющихся штатов только сейчас понял. По сути, они решают исход выборов. Так что моя работа с их жителями очень важна.
Еще убедился, что хочу строить карьеру в политике. К сожалению, избраться президентом США не смогу, потому что по конституции этот пост могут занять только уроженцы штатов, но стать сенатором Иллинойса попробую.
«Избирательная система в США — почти как диктатура. Только не человека, а двух партий»
Я неоднозначно отношусь к избирательной системе США. Когда мы будем реформировать ее в Беларуси, стоит обратить внимание на несколько аспектов американской модели — но не все из них нужно перенимать.
Например, мне нравится идея выборов по регионам. У нас нет штатов, мы маленькая страна, но если бы каждая область могла выбирать своего представителя, отражающего интересы большинства, это могло бы сделать процесс более прозрачным и снизить риск фальсификаций.
В то же время я категорически против того, чтобы перенимать двухпартийную систему: она слишком ограничивает выбор. Это почти как диктатура — только не человека, а двух партий. Я бы хотел, чтобы у нас было много разных партий и они свободно могли участвовать в выборах и создавать коалиции.
Нам также стоит пересмотреть конституцию — желательно, вернуть ее к «заводским настройкам» 1994 года. Это необходимо, чтобы ограничить власть президента и не получить нового Лукашенко.