На больничном сейчас каждый третий, а кашляют вообще все. Благо, медикаменты есть в каждой аптеке, а то пришлось бы лечиться, как в детстве — народными методами. Порою от них было хуже, чем от самой болезни. Что, уже забыли «волшебный» вкус молока с содой? Сейчас напомним! А заодно расскажем про несколько других изобретений народной медицины, которыми «лечили» беларусов бабушки и родители.
Кирилл: «Чтобы сбить температуру, меня в детстве натирали водкой или самогоном. И мама, и папа были уверены, что этот метод самый действенный и надежный — мол, их самих родители так лечили. Мне от такой народной медицины становилось только хуже. Из-за сильного запаха было дико некомфортно, хотелось сбежать из собственного тела. Потом начинал бить озноб. Казалось, что я сам становлюсь водкой. Спать в таком состоянии было невозможно, и на утро убитым был не вирус во мне, а я сам».
(Натираться спиртом в любом состоянии опасно, а во время болезни — тем более. Это может привести к интоксикации и обезвоживанию, предупреждают врачи, — Прим. ред.)
Женя: «От простуды меня лечили с помощью носков с горчицей. Метод предложила бабушка — мол, он согревает ноги, это прогревает весь организм, и болезнь уходит. Было ужасно на всех уровнях. Во-первых, жутко неудобно. Горчица просачивалась через маленькие дырочки и вываливалась из носка — приходилось поверх надевать еще и целлофановый пакет. Во-вторых, в такой «теплице» носок становился не просто теплым, а обжигающим. Я чувствовала, будто заживо варюсь в аду.
Перестали мучить, только когда я потеряла сознание.
Лежала с высокой температурой, и бабушка заставила натянуть носки с горчицей. Из-за них температура поднялась еще выше — и я отключилась. Все обошлось, но к народной медицине отношусь с подозрением».
Настя: «В моем детстве чеснок считался панацеей: некоторые дети даже бусы из него носили, когда вирус ходил. В моей семье чесноком лечили насморк. Мелко-мелко его растирали, смешивали с луком и давали настояться. Получившийся сок закапывали в нос с помощью пипетки. Было адски больно. Родители держали меня вдвоем, потому что я вырывалась и кричала. Ненавидела их за это. Капать перестали, только когда я подросла и удерживать меня уже было невозможно.
Как оказалось, травма от этой процедуры у меня осталась не только психологическая. Пару лет назад я делала операцию на нос из-за кривой перегородки. Врачи очень удивились, когда увидели, насколько воспалившиеся у меня раковины носа. Оказалось, что капли из чеснока сожгли всю слизистую. От этого я буду страдать всю жизнь: если болезнь, то всегда с осложнениями на нос».
Даша: «Моя бабушка — специалист номер один по народным средствам. Все детство она лечила меня только ими, и я благодарна судьбе, что до сих пор жива. Главным лекарством от любой болезни был барсучий жир. Меня заставляли мазаться им на ночь, особенно тщательно натирая лоб, пазухи носа и шею. Потом это все таяло, и утром я просыпалась в вонючей масляной луже. От этого только хуже становилось, как минимум морально.
Еще из-за бабушки я получила травму сливочного масла. «Для смазывания воспаленного горлышка» мне нужно было есть целый брусок перед сном. Наелась на всю жизнь, больше к маслу не притрагиваюсь.
Заложенность носа мне снимали с помощью носков с солью. Я так ревела, когда в ранки на ногах попадала соль, что все сопли вытекали. Так что можно сказать, метод помогал — но, наверное, не так, как бабушка задумывала. Еще от заложенности мне мазали корвалолом нос изнутри. Щипало, но это лечение было меньшим из зол.
Все эти методы больше вынуждали меня скрывать болезни, чем лечиться. Сейчас я ничем из предложенного бабушкой не пользуюсь. Лучше отдать деньги на хорошего врача и вылечиться традиционными методами, чем страдать ерундой и делать болезнь еще более неприятной».
Марина: «В детстве меня заставляли полоскать горло смесью горячего свекольного сока с уксусом. Готовила эту отраву бабушка: вычитала, что такая кислотная чернь растворяет пробки на гландах на раз-два. Закончила эксперимент тоже бабушка: однажды перепутала эту смесь с вишневым соком и сама попробовала. От этого она чуть не умерла, и я могу понять: уровень болевых ощущений от такого «лекарства» — пытки в Гуантанамо».
Оля: «Моя бабушка — довольно передовая женщина во всем, кроме медицины. Она до сих пор работает, у нее есть телеграм, но как только дело доходит до болезней, все рациональное покидает ее тело. Я поняла это в 13 лет, когда она решила лечить мое акне мочой младенца. Кто-то ей сказал, что это помогает, и пару месяцев бабушка не давала покоя моим прыщам — тогда как раз младший брат родился.
В конце концов я ей сказала, что в каком бы критическом состоянии ни была, ни за что не буду лечиться таким народным методом. Тогда бабушка отстала от меня, но не от мочи младенцев.
Где-то вычитала, что этим можно еще и нарывы лечить, а у нее как раз был один на пальце. Вот она и стала собирать мочу моего брата в баночку и совать туда палец. Естественно, чуда не случилась».
(Использовать для себя мочу другого человека не советуют даже приверженцы уринотерапии — это всегда риск занесения инфекции, — Прим. ред.)
Андрей: «В детстве я каждое лето проводил у бабушки в деревне, и там было очень много бездомных котов. Сейчас я бы к ним ни за что не притронулся, но ребенком любил всякую живность, особенно если она мурлыкала. В общем, подцепить лишай было делом времени — и время это настало, когда мне было шесть. В какой-то момент дико начало чесаться над локтем. Пожаловался бабушке, и она сказала, что я заразился лишаем. Я об этой хвори ничего не знал, но все равно разревелся — в том возрасте казалось, что от любой царапины можно умереть, а тут какая-то страшная зараза, у которой даже название есть.
Бабушка решила не говорить моим родителям про лишай и начала лечить меня народным средством. Она смешивала сметану с черной сажей из печки и этой мазью натирала покраснение, что-то при этом нашептывая. Так мы боролись с лишаем, наверное, пару недель — пока нас обоих не забрали в больницу. У меня появилось еще больше пятен, и бабушка их постоянно трогала, отчего сама заразилась».
Вадим: «На всю жизнь запомнил компресс из меда, горчицы и имбиря. Им бабушка пыталась прогреть мое больное горло. На имбирь у меня аллергия. Я об этом сказал, но бабушка отмахнулась: аллергия только у меня в голове. Мне было лет пять, и возразить я не мог. Бабушка положила мне на горло компресс, и от этого почти сразу пошла аллергическая реакция — я начал задыхаться. Пришлось вызывать скорую. После этого родители запретили бабушке лечить меня народными методами».
(Лечить воспаленное горло горячими компрессами — опасно, потому что это может усилить отек, предупреждают врачи, — Прим. ред.)
Катя: «Бабушка лечила мой атопический дерматит при помощи горячих ванн с чистотелом. По ее версии, это должно было подсушить ранки, а потом старая кожа отшелушилась бы — и на ее месте появилась новая, здоровая. Лежала в такой ванне каждый день по три часа. В итоге кожа растрескалась до крови по всему телу и даже на лице. Кое-где остались шрамы».
Дима: «Моя бабушка — любительница альтернативной медицины и трав. У нее даже есть специальная книжка с рецептами. Главный из них — эликсир из 14 трав, которые нужно замочить в водке и настоять две недели на солнце. Это средство бабушка использовала для лечение всего: от головной до зубной боли. Насколько я помню, это мне не помогало, но и не вредило — пока бабушка взялась за мое лицо.
Она верила, что любые особенности внешности — это болезненно и некрасиво, поэтому решила «лечить» мои веснушки. Тем самым эликсиром она мазала их несколько месяцев, и они стали пропадать. Не знаю, как это работало, но ощущения были неприятными: очень жгло лицо. Я не противился бабушке, потому что видел, что у других детей веснушек нет, и думал, что со мной что-то не так.
Сейчас веснушки у меня только на носу, а раньше были по всему лицу — и мне грустно из-за этого. С возрастом понял, что все особенности внешности — это красиво, и с веснушками пропала часть моей индивидуальности».
Алина: «Моя мама — большая выдумщица в плане народной медицины. Прошла я и через горячее молоко с маслом и содой во время простуды, и через мед на лице во время прыщей. Но самое страшное — горячее яйцо к пазухам носа во время гайморита. От него мне становилось только хуже, все чесалось. Пару лет назад узнала, что яйцо могло усилить воспаление — и последствия были бы страшные».
Вера: «Я всегда была золотым ребенком в плане учебы и достижений, так что где-то к седьмому классу у меня начала нещадно ехать крыша. Я еще этого не понимала толком, но что-то явно было не так.
Однажды на уроке химии, когда в классе было очень шумно, у меня случилась первая в жизни паническая атака. Начали давить стены, все стало раздражать — я заплакала и закричала. Это всех знатно напугало. Учитель рассказал о случившемся родителям, и отец решил, что на меня навели порчу. Выход был один — обращаться к шептухе.
В один февральский день отец забрал меня с уроков и повез за город, снимать порчу. Эта затея мне сразу казалась бессмысленной, но я думала — окей, хотя бы на бабку-знахарку в деревянной хате посмотрю. Не тут-то было. Приехали мы в зеленстрой с теплицами и парниками, и встретила нас типичная гром-баба средних лет, совсем не похожая на шептуху.
Она отвела меня в подсобное помещение, посадила на стул и начала снимать сглаз. Ходила кругами, молилась, что-то шептала, зажигала свечи. Потом разбила яйцо и начала зевать — сказала, что глотает плохую энергию, которая из меня выходит. Я чуть не рассмеялась, но скоро стало не до смеха.
Женщина подошла ко мне сзади, вытянула одну прядь моих волос и подожгла. Я закричала: у меня буквально голова горела!
Естественно, лучше после визита мне не стало. Избавилась от панических атак я только через много лет: с помощью психиатра, терапевта и переезда от родителей».