Ситуация на Запорожской атомной электростанции остается напряженной — в случае взрывов и диверсий миру грозит ядерная катастрофа. Эксперт Андрей Ожаровский объясняет, чем может обернуться катастрофа на ЗАЭС для Беларуси, а также какую угрозу несут пожары в радиационно-загрязненных лесах Полесья.

На Запорожской атомной электростанции, которая находится под оккупацией России, сложилась крайне тревожная ситуация. 5 августа по объекту был нанесен удар, который задел трансформатор высоковольтной линии электропередач — это вызвало автоматическую остановку реактора №3 и запуск ее аварийных генераторов. Инцидент вызывал опасения ядерной катастрофы мирового масштаба, в связи с чем было созвано заседание Совета Безопасности ООН.

На срочном заседании генеральный директор Международного агентства по атомной энергетике МАГАТЭ Рафаэль Мариано Гросси призывает все стороны содействовать доступу миссии делегации МАГАТЭ к ЗАЭС. «По моим оценкам, на данный момент немедленная угроза ядерной безопасности на Запорожской АЭС отсутствует. Но ситуация может измениться в любой момент. Сейчас, как никогда, присутствие МАГАТЭ на станции имеет первостепенное значение, чтобы помочь снизить опасность возможной ядерной катастрофы», – подчеркнул он.

Позже ЕС совместно с представителями 42 стран призвал Россию вывести войска с территории Запорожской атомной электростанции. «Присутствие российских военных сил на Запорожской атомной электростанции препятствует оператору и украинским властям выполнять свои обязательства по ядерной и радиационной безопасности в соответствии с международными конвенциями и нормами безопасности МАГАТЭ, а также препятствует МАГАТЭ выполнять свой мандат по гарантиям», – говорится в совместном заявлении.

Андрей Ожаровский, инженер-физик, эксперт Программы «Безопасность радиоактивных отходов» Российского Социально-Экологического Союза считает, что приезд делегации МАГАТЭ — хороший шаг, но это не решение сложившейся проблемы. По словам эксперта, демилитаризованные зоны могли бы быть неплохим решением, однако в данном случае нужен международный контроль.

Последствия для Беларуси в случае аварии на Запорожской АЭС

Выпадение цезия зависит от направления ветра, и в худшем случае радионуклиды могут долететь на несколько сотен километров — и в сторону Беларуси, и России, а может, и в сторону Чёрного моря или Европы, объясняет эксперт. При этом Андрей Ожаровский подчеркивает, в случае военного воздействия последствия будут катастрофические. При этом он уверен, что некоторые эксперты недооценивают опасность, объясняя свою позицию тем, что реакторы имеют защитную оболочку. Однако Ожаровский не согласен с коллегами, поскольку оболочка действительно защищает от стрелкового оружия или пулеметов, однако от «ГРАДа» защита не спасет.

«Если что-то случится, то пострадают не только регионы Украины, но и России, Беларуси и других сопредельных стран. Это не локальная проблема региона. В случае аварии будут ужасные последствия, по аварии на ЧАЭС известно, что это сотни километров. В случае военного воздействия последствия могут быть хуже, чем в случае ЧАЭС, потому что тут концентрация на почву зависит от того, сколько радионуклидов вышло в атмосферу. А если реактор будет поврежден в результате баллистической ракеты или крупнокалиберными низкими системами залпового огня — выброс может быть гораздо больше. Все действительно плохо, опасность недооценивают», – говорит Андрей Ожаровский.

Пожары на Полесье могут быть опасны для здоровья. 

За последний месяц спутниковая служба FIRM зафиксировала несколько новых пожаров в радиационно-загрязненных лесах Полесья. Ранее для тушения пожаров в загрязненных лесах использовалась пожарные машины и авиация. Сейчас приграничные территории Украины подготовлены к обороне — леса заминированы, дороги перекрыты, а использование авиации ограничено. Андрей Ожаровский считает, что рецепт в такой ситуации довольно прост — тушить там, где это возможно, а также проводить измерения воздуха — сопровождалось ли возгорание вторичным переносом радионуклидов.«Надо проводить анализ воздуха — это через фильтры прокачиваются несколько сотен, а иногда и тысяч кубометров воздуха. На фильтрах оседают радионуклиды, и они определяют концентрацию радионуклидов, есть ли вторичный перенос или нет. Если еще существуют какие-то разумные люди в госструктурах Беларуси, надо использовать такие установки с беларусской территории — посмотреть, есть ли выбросы. Если они есть, нужно информировать население, чтобы люди не надышались, чтобы радионуклиды не попали в организм и не стали причиной внутреннего облучения», – говорит эксперт. 

Обложка сгеренерована нейросетью midjourney

Ранее

«Омикрон-ниндзя»: все, что нужно о нем знать

Далее

Полк Калиновского отказался сотрудничать с демсилами 

Читайте далее