Беларусская экономика продолжает падение. По итогам года эксперты прогнозируют ее спад на 5%. Это не критичный показатель, однако это самое высокое и болезненное падение беларусской экономики за последние десятилетия. Ожидать ли девальвацию и какие факторы окажут влияние на экономику к концу года? 

Экономисты отмечают падение ВВП Беларуси на 4,9%. При этом по итогам августа снижение ВВП замедлилось, замедлился и рост инфляции — годовой показатель в августе снизился до 17,9% с 18,1% в июле. Эксперты предупреждают — впереди может быть хуже. В четвертом квартале станут проявляться последствия санкций, разрыва логистических цепочек, переполненные склады и положение предприятий к концу года, а также накроют долги, которые лишь накапливаются.

«Если смотреть на динамику ВВП и промпроизводства, то видно падение по всем показателям. Кроме того, если посмотреть на количество уволенных и принятых на работу, то у нас идет ускорение сокращения числа рабочих мест. Если в среднем за год мы теряли около 40 тысяч мест, то за прошлый год мы потеряли 80 тысяч рабочих мест. Пока радоваться нечему — реальные зарплаты падают, сокращаются рабочие места, у людей становится меньше денег», – комментирует экономист, руководитель проекта «Кошт Урада» Владимир Ковалкин.

Ситуация, с точки зрения обычного человека, ухудшается и люди чувствуют, что это ухудшение с двух сторон. С одной стороны, падают доходы и люди теряют работу, с другой — растут цены, говорит экономист. Происходят структурные изменения экономики внутри Беларуси. Владимир Ковалкин сравнивает нынешнее положение беларусской экономики с экономикой Молдовы в свой худший период в начале нулевых. «Когда из Молдовы все люди предпринимательского, работящего, креативного склада уехали за границу. Беларусь с очень большой скоростью влетает в это состояние, и если этот тренд продолжится пару лет, то Беларусь станет очень нищей страной с большим населением», – добавляет эксперт. 

Экономист Ярослав Романчук отметил, что катастрофические сценарии для Беларусской экономики не оправдались. Несмотря на падение реальных зарплат и падение ВВП, экспорт товаров и услуг оказался на вполне неплохом уровне. Если подобная динамика сохранится до конца года, то мы можем ожидать экспорт в размере 32-33 млрд долларов.

«Это не 39 млрд долларов, которые были в 2021 году, но и не 20 млрд долларов, которые могли бы быть в результате обвала. В абсолютных значениях это точно не кризис. Все эти факторы говорят о том, что Лукашенко получил поддержку от России: какие-то кредиты были прощены, какие-то реструктурированы, получены какие-то заказы на предприятия. Однако повода для радости нет, в ноябре будет сложно. Потому что идет сокращение рабочих мест, люди продолжают уезжать», – поясняет экономист.

Будет ли девальвация?

Владимир Ковалкин поясняет, при ручном управлении экономики сложно давать какие-либо прогнозы. «Что в Беларуси, что в России сейчас происходит ручное управление денежной массой, и от того, на какие кнопки нажимают в центральных банках и правительстве, зависит этот самый курс. Насколько мне известно, у российского правительства есть планы девальвировать процентов на 20. Если это произойдет, то и беларусский рубль пойдет следом. Но будет девальвирован даже немножко больше. Ведь без этого сохранить ценовую конкурентоспособность наших продуктов будет невозможно, – поясняет экономист.  

Ранее

У подсанкционного «кошелька» Лукашенко нашли имущество и активы в Австрии на миллионы евро. Они не заморожены

Далее

Місія: збор сродкаў на аднаўленне помніка Францішку Аляхновічу ў Вільні

Читайте далее