У беларусов «химия» ассоциируется не с таблицей Менделеева и белыми халатами, а с судами и передачками. Рассказываем, как отбывают наказание «химики» и что можно для них сделать.

Слово «химия» — народный аналог принудительных работ («условное осуждение с обязательным привлечением к труду»). Почему «химия»? Термин пришел из СССР — журнал диссидентов «Хроника текущий событий» определяет это слово как «стройки большой химии». И хотя «условное осуждение» в 90-х было отменено в большинстве (нормальных) стран бывшего СССР, наш режим до сих пор традиционно применяет эту форму наказания для преследования «неугодных».

Казалось бы, все что угодно, лишь бы не тюрьма. Но все не так просто: у «химиков» прав, конечно, побольше, чем у заключенных в колонии, но гораздо меньше, чем обязанностей и запретов. Например, таких:

«Запрещено употреблять спиртные напитки, посещать места, где продается алкоголь, посещать спортивно-массовые, культурные мероприятия, жилища других людей, а также отсутствовать дома в установленные периоды времени — обычно с 19 часов вечера до 6 часов утра. Если режим рабочего времени или расписание учебных занятий осужденного не позволяют ему находиться в указанное время в своем жилище, уголовно-исполнительной инспекцией устанавливается иное время постоянного нахождения там», – сообщает ПЦ «Вясна».

«Мне говорят «ну ты же не в тюрьме», но ведь выходные дни — это своего рода тюрьма. Ждешь — скорее бы вечер и скорее бы понедельник, чтобы выйти на работу», – рассказывает в фильме «Один день химика» Геннадий Федынич.

Подсчет приговоров на «химию» ведет правозащитный центр «Весна». Приговоры выносятся постоянно, чаще на 1,5-3 года, но «власти» уже давно не стесняются давать сроки до 5 лет.

Например, недавно 3 года «домашней химии» дали колясочнику с ДЦП — за «оскорбление» Лукашенко.

Владислав Рябич с матерью. Фото:Intex-press.by

У Владислава Рябича конфисковали единственный компьютер в семье – как «средство совершения преступления». Кроме того, обвиняемый обязан оплатить услуги адвоката (70,4 ВYN) и процессуальные издержки (170 BYN) — всего около $95.

Кстати, какие бывают «химии»?

С направлением в исправительное учреждение и без («домашняя химия»). В первом случае осужденные живут в казармах, покупают еду за свой счет, сами готовят, стирают и убирают. Им приходится платить за общежитие, в котором они живут, и обеспечивать не только себя, но и заботиться о своих семьях. Такие люди работают, но их увольняют с высокооплачиваемых должностей, берут только низкоквалифицированные работы с минимальной зарплатой.

Немного атмосферы исправительного учреждения:

«В моем исправительном учреждении сейчас ремонт: половина здания нежилая и доступа туда нет, жилых только три этажа. Живет на них приблизительно по 30-45 осужденных, на каждом этаже своя кухня, свой душ и туалет. В некоторых комнатах живут по два-четыре человека, в комнате профучетников — восемь.

На профилактический учет можно попасть за нарушения. Политический заключенный (Карнилович — прим. Reform.by) попал на этот учет сразу, как приехал. Это значит, что у него каждые два часа проверки, а выйти в город он может только в сопровождении сотрудников администрации исправительного учреждения», – рассказывал Reform.by один из заключенных на «химии».

О том, что происходит на исправительных работах, красноречиво и лаконично «рассказали» ботинки управляющего покойного бара «ОК16» Левона Халатряна — минчанин работал в коровнике.

«Домашняя химия» устанавливается на срок от полугода до пяти лет. При этом осужденные «могут оставаться на той же работе, где и работали до суда, искать место работы и устраиваться самостоятельно в течение 15 дней или направляться уголовно-исполнительной инспекцией в комитет по труду, занятости и социальной защите», – пишет ПЦ «Вясна».

Кроме того, нужно ходить в милицию и отмечаться, а сотрудники РОВД могут в любой момент нагрянуть с проверкой домой и по месту работы. К осужденному можно приходить в гости, но сам в гости он может ходить только с разрешения милиции и только к близким родственникам.

А если нарушать?

В случае, если «химику» вынесли три и более взысканий, его могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 415 УК («Уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы») и посадить сроком до трех лет.

Передачки заключенным на «химии»

Для тех, кого отправили в учреждения открытого типа (на «химию»), ограничений нет. Главное, чтобы не было вещей, запрещенных для передачи.

Список «запрещенки» — по ссылке.

Кстати, «химиков», наказанных помещением в ШИЗО, лишают права получать и отправлять письма, мелкие пакеты, посылки и передачи, продукты питания. А верхняя теплая одежда им выдается только при выходе на работу (учебу).

Беларус беларусу беларус

Инициатива NADZEYA: INFO Belarus in UK объявила сбор помощи заключенным на «химии». 

«Ім востра неабходна дапамога з зімовым абуткам, адзеннем і іншымі базавымі рэчамі.

У нас ёсць магчымасць дапамагчы палітвязням на «хіміі» разам з групай беларусаў Беластоку — гэта сваякі палітвязняў, якія маюць прамы выхад на сем’i асуджаных на «хімію». 

Дапаможам нашым змагарам не змерзнуць зімой!»

  • PayPal для сбора: [email protected]
  • Представители инициативы просят указывать «to friends and family» при переводе/

Источники: spring96.org; reform.by

Фото: тюрьма в Могилёве // spring96.org

Ранее

Что делать, если получил повестку: инструкция для беларусов

Далее

Новости регионов: огромные лужи в Витебске и ремонт школы за 6 млн

Читайте далее