В декабре 2022 года добровольца из полка Калиновского «Башмака» (псевдоним изменен в целях безопасности) арестовали из-за подозрения в убийстве коллеги. По словам обвиняемого, его товарищ покончил жизнь самоубийством. В итоге «Башмак» провел в литовском СИЗО 8 месяцев. Чтобы доказать свою невиновность, он просил дать ему пройти полиграф, но ему постоянно в этом отказывали. Сейчас «Башмак» находится под домашним арестом — его выпустили в августе под залог в 25 тысяч евро. Он поделился с «Радио Свободой» своей версией событий. 

«Встал, взял нож и ударил себя»

По словам «Башмака», в один из вечеров они вместе с погибшим были в квартире. Через некоторое время он увидел, что его товарищ молчит и ведет себя необычно. 

«Как правило, он душа компании. А тут он просто молчал. Я спросил у него, хочет ли он лично поговорить в другой комнате. Он согласился, и мы пошли. Сколько я ни пытался разговаривать, спрашивать, что случилось, разными способами подбирался, но он ничего не говорил», – рассказывает «Башмак» о том вечере. 

По словам «Башмака»,  диалога не получилось, так как товарищ молчал. 

«Через некоторое время он встал, взял нож и ударил себя. Я даже не обратил внимания сначала, что он взял нож, ну взял и взял, любит этот нож. Думал, может покрутить в руках взял. Поворачиваю голову — и вижу, как он стоит с ножом в груди», – делится доброволец. 

По его словам, он бросился доставать нож, но «это была ошибка, не нужно было трогать». Однако в этот момент товарищ не давал вытащить нож, а вставлял его в себя еще больше. 

«Он все это время стоял, я положил его и стал звать на помощь. Он в это время ничего не говорил. Даже не кричал», – рассказал «Башмак». 

«Не видел жизни без войны»

По словам добровольца, у его погибшего товарища были проблемы со сном. 

«Головой он еще оставался на войне, не мог принять того, что останется на «гражданке». Он жил только тем, что вернется на войну. Он видел проблемы в беларусских подразделениях и рассматривал возможности поехать в другие части». 

«Башмак» отметил, что не замечал в товарище депрессивных наклонностей. Но, по его словам, он не видел жизни без войны, а каждую историю из Украины воспринимал «как свою личную, жил этим». 

Добровольцы из Беларуси в Украине. «Башмак» справа

Об аресте

«Башмак» рассказал, что полиция забрала его для «дачи показаний», но потом оставила в изоляторе. Когда он спросил, почему он все ещ здесь, ему ответили, что его обвиняют в убийстве. 

«Они спрашивали, что случилось, я коротко объяснил. Они мне на это: “А-а-а, все как обычно. У всех так»», – рассказал доброволец о разговоре с полицейским. 

На допросе, по словам мужчины, была «очень интересная следовательница». Когда он рассказал о том, что поехал в Украину добровольцем вместе с товарищем и воевал «за идею», она ответила ему, что «никакие они не добровольцы, а наемники, которые воевали исключительно за деньги». 

«Типа не нужно мне тут ничего рассказывать, я все знаю и так. Тогда я понял, куда попал — это очень напоминало беларусскую систему».

Почему добровольцу не дали пройти полиграф?

«Башмак» начал просить пройти полиграф сразу, но ему сказали, что он будет только в конце всех процедур и экспертиз. Однако это может занимать много времени. Когда в феврале на полиграф наконец-то договорились, «они» (неясно, следователи, полицейские или другие служащие) сказали, что полиграфист ушел на пенсию. 

«Цирк какой-то! Мы обращались в другие госорганизации с полиграфистами, но все отказались. Кроме Департамента госбезопаности. Но и Департамент в последний момент отказался». 

Сначала доброволец добивался разрешения пройти частного полиграфиста, но в один момент ему сказали, что «не хотят с этим разбираться, пусть суд разбирается». А причиной отказа в услугах частного полиграфиста стало то, что ему «не хватает опыта работа». 

Также «Башмак» утверждает, что он был согласен на любую экспертизу. Все они, по его мнению, покажут то, что он невиновен. Против него была только одна экспертиза, которая говорила о «малой вероятности самоубийства». Кроме того, адвокату «очень долго» не отдавали документы с материалами дела, а когда отдали, там были не все бумаги. 

О голодовке

«Башмак» держал голодовку 14 дней, добиваясь прохождения полиграфа. По его словам, он просил у сотрудников тюрьмы вызвать к нему медиков, но они ни разу так и не пришли. Дойти же до медпункта самостоятельно во время голодовки у добровольца не было сил. 

«Ну вы же подошли до дверей камеры, я не думаю, что вы просто на воде, у вас не было бы сил встать просто тогда бы», – сказал ему сотрудник в ответ на просьбу вызвать медика. 

По словам «Башмака», в тюрьме, где он сидел, «никто не заморачивается над правами человека». После голодовки полиграф ему так и не дали. 

Об отношениях с погибшим добровольцем

«Башмак» рассказал журналистам, что у них с погибшим товарищем никогда не было конфликтов и они очень хорошо друг друга понимали. 

«Для нас было важно жить рядом после войны и разговаривать. Он говорил, что хочет вернуться на войну. У меня такие мысли тоже были. Я даже рассказывал это во время сеанса с психотерапевтом», – признался доброволец. 

По его словам, на войне он понимал, что полезен и может повлиять на будущее Беларуси, и ему было сложно смириться с тем, что он «на гражданке». В этом плане добровольцам было важно чувствовать поддержку друг друга. 

Почему обвиняемого в убийстве добровольца освободили

По мнению «Башмака», судьи, которые приняли решение об освобождении, услышали все аргументы. На суде защита говорила о том, что никаких доказательств преступления нет. 

После освобождения и назначения домашнего ареста доброволец должен носить на ноге браслет. Он может выходить из дома только на следствие, в поликлинику, на работу и учебу. 

BYSOL открыл сбор на оплату услуг адвоката «Башмаку», который вы можете поддержать здесь.

Ранее

Дожди спасут от жары: прогноз погоды на сегодня

Далее

В Беларуси поднимут зарплаты. Когда и на сколько?

Читайте далее