Речь идет о Бернской конвенции. 50 государств, в том числе все страны Евросоюза, подписали ее в 1979 году. Беларусь присоединилась позже — в 2013. После этого страна взяла на себя международные обязательства по охране дикой флоры и фауны на своей территории. Экологи рассказали организации «Экодом», какими последствиями это чревато. 

Почему Беларусь вышла из Бернской конвенции

В конце 2022 года Комитет министров совета Европы предложил запретить Беларуси быть полноценным участником международных соглашений. Это значит, что беларусы не могут избираться на выборные должности в органы Конвента и за это проголосовало большинство стран. После этого Беларусь в знак протеста вышла из конвенции. 

Также Беларусь вышла из Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по экологическим вопросам. 

Почему Бернская конвенция важна для Беларуси?

Она помогает сохранить виды животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения. Все страны принимают меры сообща, делая вероятность выживания видов больше, и особенно это касается мигрирующих животных и птиц, так как они постоянно находятся на разных территориях.

Например, в конвенции есть программа, которая контролирует и ограничивает способы охоты на животных. По словам специалиста по охране дикой природы Кристины Сосновской, благодаря ним охота перестает быть «варварской». А теперь, по ее словам, мы «кажется, возвращаемся в прошлое». 

Также отметим, что Европа спонсировала некоторые программы конвенции, которые помогали дикой природе. Деньги в том числе отправляли и в Беларусь. 

Бернская конвенция и забор на польской границе

По словам эколога Сергея Пролясковского, жалобы в конвенцию рассматривались с разных сторон: общественности, ученых, экологических организаций и др. Словом, если кого-то что-то не устраивало, вопрос выносился на всеобщее обозрение. Теперь у Беларуси нет права оспаривать экологические решения других государств. Яркий пример — строительство забора на границе с Польшей. 

«Например, в рамках Бернской конвенции мы могли бы поставить вопрос о строительстве забора вдоль границы с Польшей (в том числе через Беловежскую пущу), который вообще не учитывает никаких экологических целей и задач. Разбираемся, из чего и почему появилась эта стена. Но Совет Европы мог бы дать рекомендации по строительству, реконструкции или приспособлению прохода для диких животных, а также по ликвидации этой стены в будущем. Сейчас у нас практически нет этого механизма», – рассказал Пролясковский. 

Есть что-нибудь хорошее?

Да. В Беларуси есть свое национальное законодательство об охране окружающей среды. Пока Беларусь была членом Бернской конвенции, его корректировали под международные стандарты (такие правила), и они остались в документах. Это значит, что стандарты продолжат действовать. Но есть нюанс. Они не будут меняться даже в том случае, если это потребуется. Это плохо, так как сохранение природы совместно возможно только международными усилиями, когда конгресс может собрать сведения со всех стран и только после этого принять правильное решение. 

Вывод

Выход из конвенции можно считать проблемой, так как в последнее время Беларусь все больше эксплуатирует природные ресурсы. Например, как отмечает экоактивист Инесса Болотина, в стране снова хотят разрешить охоту на крупных хищников из Красной книги (медведя, рысь и барсука). По словам эксперта, это неприемлемо. Но теперь международное сообщество лишилось еще одной возможности повлиять на пагубные для природы решения беларусских властей.

Ранее

Небольшое похолодание и грозы: прогноз погоды на сегодня

Далее

В каждом районе Беларуси появятся комнаты для допроса детей

Читайте далее