В беларусском обществе чаще всего родительство — равно материнство, ведь основная родительская нагрузка лежит на матерях. Неустанные требования и ожидания как от самой себя, так и от общества, делают материнство сложным и вызывают дополнительный стресс. В рамках дискуссии «(Не)видимое материнство: политика, экономика, миграция» женщины поделились своим опытом. 

Согласно исследованиям, чем больше в обществе или в отдельной семье гендерного равенства, тем больше в воспитание и уход за детьми вовлечены отцы, отмечает Виктория Лавринюк, участница Фемгруппы КС, докторантка и гендерная исследовательница. В эгалитарных семьях родители равномерно распределяют обязанности по уходу за детьми, а в семьях с традиционными ценностями отцы менее вовлечены в родительство и большая часть обязанностей ложится на женщин. Согласно исследованиям, в среднем отец проводит с ребенком три часа в будний день, в выходные — по два часа в день, в то время как мать проводит с ребенком в пять раз больше времени.

«Это не ваш ребенок, а государственный». Почему в Беларуси низкая рождаемость?

Женщины не готовы рожать второго ребенка, потому что опыт первых родов, как правило, травматичен, говорит Юлия, автор книг для детей. После родов на женщин давят со всех сторон, в качестве примера экспертка приводит обязательное посещение врача в первые месяцы жизни ребенка.

«Врач не предупреждает, когда приходит, однажды так вышло, что меня с ребенком не было дома, врач оставила гневную записку с вопросом: где находится ребенок? Я позвонила, чтобы объясниться и выслушала, что это вообще не наш с мужем ребенок, а государственный. И вообще мы никаких прав на него не имеем и в следующий раз она придет с милицией. Это большой стресс, когда выходишь из роддома и начинаются такие манипуляции, которые очень на тебя давят», – рассказывает Юлия.

Медицинское насилие при беременности и то, что происходит во время родов — это действительно еще один фактор низкой рождаемости, говорит Виктория.  

«Женщина не является субъектом, она объект, первичная функция которой родить ребенка для государства. Опыт во время беременности и родов может быть существенным фактором для постродовой депрессии, а ментальные болезни в нашем обществе стигматизируют и большое количество женщин живут с не диагностированной постродовой депрессий», – добавляет спикерка.

В Беларуси женщины достаточно эмансипированные, для них важна самореализация и она не строится через материнство, отмечает врач-педиатр Мая Церакулава. Беларусские женщины хотят получить профессию и хотят быть независимыми от мужчин, поэтому женщины рожают позже.

Политическая активность — повод для шантажа и угроз

Постановка ребенка в социально-опасное положение (СОП) — всегда было инструментом давления на родителей, говорит Виктория. Но после 2020 года это давление стало массовым.

«Комиссия может найти любую причину для постановки ребенка в СОП: не заправлена постель, разрисован комод, нет в холодильнике йогуртов. При этом в ситуациях, когда ребенок в реальной опасности, это не происходит, можем вспомнить недавнюю историю из Слуцка, где ребенка убили собственные родители. Все внимание на политических, а не на те семьи, где детям нужна помощь», – говорит Виктория.

Действительно, если до 2020 года чаще всего комиссии проверяли неблагополучные семьи, то после 2020 года чаще проверяют несогласных с режимом Лукашенко, отмечает Майя Церакулова, которую направляли как врача-педиатра проверять семьи.

«На моем участке после 2020 года никого не поставили в СОП. Педиатр должен проверить, есть ли признаки заболеваний, связанных с ненадлежащим уходом, а после пишет свое заключение. Если до 2020 года отправляли проверять неблагополучные семьи, то после 2020 года приходишь в дом, а там все хорошо. Даже в поликлиниках появилось понятие — “политические”», – рассказывает Майя.

Шантажируют женщин и в тюрьмах: если женщина политзаключенная — на нее оказывают давление, шантажируя детьми, добавляет Виктория. Например, если женщина ведет себя не так, как от нее ожидает администрация, например, отказывается писать прошение о помиловании — ее шантажируют и добавляют срок или лишают свидания с детьми. Это весомые рычаги давления.

Беларусь — чайлд-хейтерская страна 

Государство относится к матерям с почетом, но на словах почет и заканчивается, на самом деле Беларусь — чайл-хейтерская страна, где матерей не любят, говорит Юлия. Государство хочет видеть сразу готового налогоплательщика, который будет работать и отдавать долг родине, но к маленьким детям в обществе много агрессии. 

«Беларусское общество не толерантно ко всему, что хоть как-то выделяется: сексуальная ориентация, инвалидность или даже слишком яркий цвет одежды. Все должны придерживаться неких социальных правил, но дети, объективно, не могут соблюдать правила. Если ребенок капризничает, все сразу же косо смотрят и ждут, пока мама сделает так, чтобы он не кричал. Дети орут не потому что их плохо воспитывают, а потому что ребенок мог просто устать или, может, он просто хочет поорать, а от тебя ждут, что ты решишь эту проблему. Иногда надо дать ребенку проораться, ему надо это прожить, и ничего с этим не сделаешь. Не нужно ждать социально приемлемых норм поведений от ребенка, надо говорить о том, что капризы детей — это нормально», – говорит Юлия.  

В Беларуси действительно к детям относятся менее доброжелательно, чем в других странах, делится своим опытом Майя. Например, в Польше люди знают, что такое аутизм, и никто не говорит: «успокойте своего ребенка». В целом к поведению детей в Беларуси очень завышенные требования, соглашается Майя. 

«У беларусских детей вежливость появляется к 5 годам, а в других обществах у людей вежливость появляется хорошо если к 23 годам. Будучи педиатром, я не раз удивлялась, когда мамы на приеме говорили детям: не трогай игрушку. А для кого она тогда стоит в кабинете педиатра? Очень часто детей дергают и говорят: тише, тише, веди себя прилично», – приводит примеры Майя.

Женщина должна быть хорошей матерью, а также быть ухоженней и красивой, если этих составляющих нет, то любой может ее пнуть, а если вопросы с детьми, то сразу: «мать не воспитала». В то время как к мужчинам ни требований, ни вопросов нет, подводят итог спикерки. 

Ранее

Новости регионов: школьник из Гомеля победил знатоков, в Могилёве проходят антитеррористические учения

Далее

В Беларуси дешевое электричество. Так ли это?

Читайте далее