Большинство постсоветских стран пытается уйти от советского прошлого. Беларусь — одна из немногих стран, где десоветизация не только не проводится, но на ней строится политика режима Лукашенко. Но освобождение, демократизация и европеизация Беларуси невозможны без десоветизации. И этот процесс неизбежен. Чтобы избежать как можно больше острых углов, инициатива ZUBR разбирается, как совершать процесс десоветизации.

Очищение Беларуси невозможно без деколонизации, считает музыкант Лявон Вольский и призывает к избавлению беларусских улиц от имен «неприятных лиц». Литва, Латвия, Польша, Украина проходят процесс избавления от культурных крючков советского колониального мировоззрения. И очищение улиц от памятников и лексических упоминаний советского террора — один из элементов такой деколонизации.

«Улицы наших городов, которые названы именами палачей и приспособленцев должны быть переименованы. Все эти Дзержинский, Пономаренко, Берсон, Берут и другие неприятные и противные лица… мы должны через это обязательно пройти, потому что, если так не случится, мы постоянно будем возвращаться в ту самую ситуацию, постоянно будем наступать, извините за банальное выражение, на эти мерзкие грабли — возвращаться к политзаключенным и разным диктатурам», – говорит Лявон Вольский в своем видеообращении к беларусам.

Отношение к советскому на пространстве бывшего СССР разное, в своих работах отмечает философ Владимир Мацкевич. Но так или иначе, большинство политических систем, установившихся в постсоветских странах, пытается уйти от советского прошлого. Кто-то уходит в архаику — Туркменистан и Узбекистан. Кто-то старается сделать вид, что ничего советского в их стране уже не сохранилось, например, Грузия, Украина, Молдова.  В большинстве стран происходит медленная модернизация, включающая и процессы десоветизации.

Советская Белоруссия

Есть только два примера на постсоветском пространстве, где десоветиция не только не проводится, но сохранение всего советского стало ядром государственной политики. Это Республика Беларусь при Лукашенко и самопровозглашенная Приднестровская Республика.

Любой из беларусов вспомнит достаточно признаков — от вывесок с названиями улиц Ленина, Кирова, Энгельса, Маркса и др., памятников Дзержинскому в центре Минска и Ленину в большинстве беларусских городов до налога «на тунеядство» и рекомендаций «раздевайся и работай» от Лукашенко и «рожай побольше» от Кочановой.

До 2020 года это казалось беларусам отчасти не таким существенным. Все это, и хамоватый диктатор, в том числе, выглядело каким-то здешним любопытством, таким отличительным «островком советской реальности» для туристов. Однако эта тщательно сохранившаяся режимом советскость оказала крайне негативное влияние на сознание беларусов. Поэтому часть из них продолжает существовать в пропагандистской парадигме с шуткой о «враждебном Западе» и «процветающей Беларуси», соглашается, что «временами не до законов», а о политзаключенных высказывается в разных вариантах — от резкого «предатели от кукловодов» до сочувствующего «ну, они сами выбрали такой путь, никто не тянул, пусть каются и работают на родину».

Однако Родина по-советски — это прежде всего государство «большое и мощное». А человек в ней — винтик или расходный материал. Если не такой, как машине надо — на мусорку. Если такой, как надо — можно в любой момент использовать, а сломается — заменить.

Очевидно, что беларусская гражданская нация с таким положением вещей мириться больше не готова, и процесс десоветизации Беларуси неизбежно произойдет. А чтобы избежать как можно больше острых углов, следует разобраться, как его направлять и совершать.

Десоветизация Беларуси

Десоветизация — одна из трех составляющих качественной и целенаправленной трансформации Беларуси в независимую, самостоятельную, состоятельную страну с высоким уровнем национального сознания и развитым гражданским обществом. Этот процесс должен разворачиваться параллельно с беларусизацией и европеизацией.

Десоветизация вмещает много нюансов, о которых следует помнить. К примеру, как беларусизацию совсем не стоит воспринимать как нечто исключительно «о языке», так и относительно десоветизации нужно помнить, что в БССР беларусский язык был как раз очень удобным и эффективным средством советизации населения. Сам беларусский язык необходимо внимательно десоветизировать, иначе уход советского будет задерживаться и приостанавливаться, несмотря на сознательное расширение пользования родным языком беларусами в последние годы.

Власть — не Советам

Направления десоветизации фактически совпадают со сферами жизни общества. Наиболее устойчивых и частых словосочетаний со словом «советский» — «советская власть». Сущностные признаки такой власти: государство важнее человека, диктатура класса или культ личности, волюнтаризм, авторитарность и директивность.

«Советская власть — это и есть распространение к масштабам нации или империи норм и обычаев бандитского объединения», – пишет Мацкевич.  

Фундаментальным направлением для десоветизации видится то, что социологи называют сложным и длинным словом — деинституциализация. Речь идет прежде всего об институтах власти советского времени и (или) типа (типа КГБ, БРСМ и Всеобщего народного собрания Лукашенко), которые надлежит деконструировать, ликвидировать и заменить на институты власти, лучшим примером которых на сегодня являются институты демократического правового государства.

Совок в головах

Феномен «совка» довольно сложный. После десятилетий советского времени, в течение которого советские принципы укоренились и проросли в коллективном сознании, мы должны говорить не просто о реформах, а о постепенной и целенаправленной работе по изменению мышления, или, по Мацкевичу, «изменение человеческих отношений и человеческих качеств».

Именно люди, а не кто-то другой, избавляются на протяжении всего периода власти Лукашенко от «враждебных», «инородных» элементов во всех сферах жизни от политических активистов до «неправильных» учителей средней школы и даже священников. Именно люди на пропагандистском телевидении создают образы «врагов народа» и проплаченных Западом агентов воздействия из-за рубежа. Именно люди в армии разрешили ракетам улететь с территории Беларуси на территорию Украины и открыли шлагбаум на границе с Украиной для прохода российской военной техники.

Эти люди — многие из этих людей считают, что любят свою страну и свой народ. Они нередко действительно верят в то, что делают правильно, исходя из советского или постсоветского мышления, натравленные и заангажированные из-за ужасов от идеологов и пропаганды.

Идет перезагрузка

Солидарность и принцип «беларус беларусу беларус», которые мы почувствовали и увидели в 2020-м году — то золотое сечение нации, из которого мы должны перестраивать ее мышление и мировоззрение, выбрасывая проявления и остатки советского мрака из всех сфер — политики, административного управления, науки, экономики, предпринимательства, образования, армии, международных отношений и т.д.

Поэтому в пользу десоветизации прежде всего в отношении мышления беларусов работают и процессы беларусизации, направленные на выделение прав и возможностей для нации, и европеизации с ориентиром на демократические принципы государства и права человека. Все три процесса органично сочетаются друг с другом и дополняют друг друга.

Сегодняшние общественные, социальные, политические, просветительские, культурные, тактически-милитарные мероприятия, инициативы и проекты, которые проводит и в которых принимает участие демократическое сообщество от имени беларусской гражданской нации (пусть она преимущественно пока и базируется за рубежом) уже работают на эту цель.

Полученные и накопленные таким образом беларусами опыт и навыки в демократически ориентированных направлениях работы на благо нации и управления ими послужат в свое время большим подспорьем новой Беларуси, которую мы уже делаем сейчас и будем делать вместе.

Ранее

Лукашенко и Путина должны судить: заявление Европейской народной партии

Далее

Новости регионов: маньяк в Жодино и провластные граффити в Гомеле

Читайте далее