Почему так раздражает, когда уехавшие беларусы начинают раздавать советы по свержению режима и что с этим делать — в колонке Анны Златковской.

Пожалуй, ничто так не бесит беларусов, как советы из-за рубежа. Особенно раздражает, когда их дают свои же. Ладно иностранцы, им простительно легкое высокомерие и нравоучения о том, как правильно беларусам шатать режим, потому что не понять всей ситуации, не побывав внутри нее. Это надо прожить, соприкоснуться, чтобы ощутить весь кошмар и абсурд системы Лукашенко, в конце концов, побегать от ОМОНа и автозаков, получить дубинкой по почкам и коленям, отсидеть пятнадцать суток в камере, залитой хлоркой, заметить за собой слежку у дома, собирать передачки в СИЗО и так далее, и так далее. Не включаем сюда просто жизнь до 2020, с этой душной идеологией и вечным маразмом как власти, так и ее рабов с обязательной выслугой, проявляющейся в виде парада унитазов, жутких застроек в столице, сноса исторических зданий, плюс школа, поборы и отвратная коммуникация между педагогами и детьми… Продолжать можно бесконечно, даже удивительно, как среди этого постсоветского мракобесия выжило и сохранило разум столько людей, которые еще и захотели эту систему разрушить.

Так, вернемся же к советам: оттого и бесит (будем откровенны), что те, кто прочувствовал кожей невыносимость жизни в тисках режима, уехав, будто бы «ловят» легкую амнезию и тут же превращаются в экспертов по уничтожению диктатуры.

Пишут и говорят разное. От рекомендаций по протестам, как правильно ходить, снимать или не снимать обувь перед тем, как стать на лавочку, брать с собой лопату и коктейль Молотова, чтобы отбиваться от силовиков, или все-таки беларусы — котики. Забастовка и не молчание, игнорирование государственных механизмов на всех уровнях и прочее, прочее, прочее. 

Воздух свободы пьянит там, за рубежом, из памяти выветриваются самые острые моменты, из-за которых, собственно и уехал.

Страх и тревога больше не твои родственники, можно спать спокойно, машины с темными стеклами просто машины, а автозаки теперь только снятся.

Борьба с диктатором на расстоянии приобретает несколько иные формы. Выйдя из сложных обстоятельств, не видя мельчайших деталей, можно рассуждать о способах противостояния, рубить сплеча. Беларусы не должны молчать! Не должны платить налоги! Не должны водить детей в школы к продажным педагогам, виновных в фальсификации выборов! Не должны ходить на концерты, пока на свободе не окажутся все политзеки. И в рестораны тоже. Беларусы должны бороться! Остановить ракеты, летящие с территории Беларуси на Украину. Как? Как хотите, руками! Идите на танки, что вы сидите!

В общем, игра в должны\не должны — утомительна, ведь она так далека от реальной жизни. Сидя в уютном кафе в центре Варшавы или Вильнюса, легко рассказывать другим, как им разрушить стены тюрьмы. Беларусский мир больше не кажется таким страшным, ведь долгое время находясь в нормальности, в стране, где соблюдаются законы и тебя не посадят в СИЗО за цвет шарфика, забываешь, каково это — жить сегодня в Беларуси, в которой тебя забивают до смерти мужики в балаклавах, а им еще за это потом дают ордена. Просто забываешь. Не чувствуешь. Нет триггера. Поэтому мысль о том, что можно же и, правда, собраться, как раньше, да потрясти плакатами «Нет войне и диктатуре», не кажется абстрактной, она кажется логичной. Ну типа, а как еще протестовать, если не громко? Сидя тихо дома, диктатора не свергнешь. 

Как, собственно, и сидя в центре Варшавы, его тоже не уничтожишь. Тем более советами расслабленного мигранта. Здесь все-таки работает простое правило: «Вернись и покажи на своем примере». Точка.

Хочешь действительно помочь, а не просто поумничать? Спроси у тех, кто остался в Беларуси, как их поддержать. Ведь людям, которые продолжают жить в концлагере, но при этом разделяют одни и те же ценности, схожи в желании перемен и обретения свободы, очень тяжело. И они об этом даже не могут сказать вслух, потому что статья, срок, еще один в списке политзеков.

Как сказала Марина Адамович (супруга Николая Статкевича), все самое плохое и хорошее произойдет только тут. В Беларуси. 

Так что уезжая, обретая свободу, стоит признать, что вы больше не в одной лодке, причем эта лодка с пробоиной. Вы на берегу и смотрите, как эта лодка тонет. Стоит быть тем человеком, который позвонит в службу спасения или бросится в поиске спасательных жилетов, но уж точно не тем, кто наблюдая за трагедией, пускается в пространные рассуждения о том, что «да сами виноваты, грести надо быстрее».

Ранее

Беларусские компании не могут получить платежи через банки Казахстана

Далее

Военный дайджест: утро 21 мая

Читайте далее