Экономический кризис в Беларуси — ситуация скорее привычная. Поэтому каждый беларус понимает, что подозрительно непривычное «укрепление» рубля — явно не к добру. Вот только непонятно, за какой валютой следить в этой ситуации.

Эксперты советуют экономически дезориентированным беларусам обратить внимание на курс российского рубля. А режим и вовсе твердит, что пора бы уже избавиться от этих «никому не нужных» долларов.

«Баксы на хлеб не намажешь»

Александр Лукашенко

Тем временем экономический кризис в Беларуси разогнался настолько, что скоро уже и намазывать-то не на что будет. «Особый план» режима по сдерживанию цен почему-то не сработал (чтобы в этом убедиться, достаточно выйти в соседний магазин). 

Судя по последней статистике, беларусы прекрасно понимают, чем чреваты «особые планы» — и уже несут накопления «на черный день» в обменники. Как же быть: избавляться от валюты или надеяться на рубль? 

Отвечает экономист и академический директор Beroc Катерина Борнукова:

«Сегодня в силу санкций, роста токсичности Беларуси и прочих ограничений наша торговля с Евросоюзом и другими западными странами (а она традиционно шла как раз в долларах или в евро) уменьшается. В свою очередь, растет доля значимости торговли с Россией — сильная зависимость от российских энергоносителей никуда не делась», – рассказала Катерина «Маланке».

Стараниями Лукашенко ЕС наложил санкции на 70% нашего экспорта, а украинский рынок мы и вовсе потеряли. Так что теперь Беларусь экспортирует в основном в Россию и страны «дальней дуги». Не обошлось и без отягчающего обстоятельства: внешняя торговля (вроде как) перевелась в рубли. 

Может показаться, что вот теперь-то действительно пришло время «избавляться от этих никому не нужных баксов». Но есть оговорка:

«Большую часть импорта мы действительно “отвязали” от доллара, вроде как все в российских рублях (хотя там непонятно). Но мы до сих пор не знаем, как формируется цена. Может быть, цена привязана к доллару, и потом просто пересчитывается по курсу. А основной импорт (это в первую очередь потребительский импорт) у нас все еще идет либо в долларах, либо в евро», – отметила Катерина.

«Поэтому полностью ментально “отвязаться” от доллара не получится. Доллар — отражатель цены на импортные товары»

Катерина Борнукова

Казалось бы, за курсом доллара очень легко следить: выходим на улицу, видим обменник, цифры, динамику изо дня в день — курс до сих пор оставался ясным индикатором «дна» для беларуса.

Но сегодня все немного сложнее. Если полагаться только на курс, можно легко упустить момент, когда запахнет жареным. Как быть?

«Я бы на месте беларусов следила за динамикой на рынке труда, смотрела бы статистику по зарплате, по занятости. Особенно в своем регионе или в своей отрасли, профессии. Эта статистика менее доступна, она медленнее меняется, поэтому ее сложнее интерпретировать. Тем не менее эту информацию можно получить из СМИ».

А каковы критерии «критической ситуации»?

«У нас падает ВВП, реальные доходы населения, растут цены — а курс доллара не меняется. Кстати, беларусский рубль достаточно сильно укрепился в последние месяцы после того падения, что было в конце февраля-начале марта. Но это не должно нас обманывать»

Катерина Борнукова

Тут, скорее, беларусский рубль следовал за российским, отмечает экономист. Но надо понимать: такая «стабильнасць» не навсегда. Все-таки Беларусь — не Россия.

«Российская экономика продолжает успешно экспортировать свои товары за доллары и евро, а у нас наоборот — очень резкое снижение экспорта. Поэтому важно ориентироваться на свою экономику, смотреть на цифры по ВВП, занятости и средним зарплатам. Ну, и на рост цен в том числе». 

Так что беларусы сегодня оказались в привычном состоянии «стабильной нестабильности» (никогда такого не было — и вот опять) с одной стороны, а с другой — не совсем понятно, где хранить сбережения. Если раньше основным спасением была валюта, то за последние пару месяцев многим показалось, что и эти сбережения теряют стоимость.

Может, пришло время менять «баксы» на российский рубль или китайский юань?

«Цены на импортные товары все еще привязаны к курсу доллара, и если мы хотим застраховаться от каких-то будущих изменений в курсе — а есть основания полагать, что беларусский рубль еще может обесцениться к доллару — было бы неплохо застраховать часть сбережений в долларах или евро. Особенно если вы потребляете много импортных товаров, цена которых зависит от курса», – предупреждает директор Beroc. 

В общем, никогда такого не было — и вот опять. Банкомат-обменник-банк.

А как насчет других вариантов сбережений? Советы от Катерины Борнуковой:

  • «К сожалению, надо понимать, что у нас не так много вариантов. Сбережения в виде недвижимости вряд ли кому-то доступны. Так что самым разумным будет диверсифицировать свой “валютный портфель”».
  • «Никто не отменял правила, что сбережения должны быть диверсифицированы. Часть из них вполне можно держать и в беларусском, и в российском рубле — но с пониманием, что это достаточно рискованные плательные активы».
  • «Что касается того же юаня, то это довольно ликвидный актив, который вообще не считается свободно конвертируемой валютой. Китайцы часто манипулируют курсом, в том числе, резко его снижая, чтобы стимулировать экспорт. Поэтому к юаню я бы советовала отнестись с очень большой осторожностью».

У нас же рекомендации все те же: никаких иллюзий по поводу окончания «беларусского экономического шока», никакой веры телевизору. А мы продолжаем следить за ситуацией.

Фото: Trohi Hirovato / Instagram

Ранее

Новости регионов: самоподжог в Гомеле и вызов милиции на тиктокера в Слуцке

Далее

Массовые задержания продолжаются: где на этот раз?

Читайте далее