«Жоўтая кніга» — это беларусская машина времени, хрестоматия-мониторинг тех самых событий, что происходили в Беларуси в 1995-1997. Каких? Узнайте в этом pdf.

А мы проспойлерим

Сборник издал еще в 1998 году Беларусский ПЕН-клуб. Главный инициатор публикации — Карлос Шерман.

На желтых страницах подробно описано, что на самом деле происходило в Беларуси в 1995-1997 годах, за экраном телевизора, на площадях (и в тюрьмах) — по дням. Этот период — чуть ли не «самое переломное» в Беларуси время, наравне с 2020-м. 

Тогда к власти пришел диктатор. И темные времена сменились тотальным мраком. 

Любопытно, что как раз в то время, в январе 1995 года, был принят закон «О свободе печати». Однако уже осенью власти начали обезглавливать независимые СМИ (до того, как это стало мейнстримом), хотя принятие закона по идее должно было их защитить.

Короче говоря, «Жоўтая кніга» — учебник реальной истории Беларуси.

Составители использовали материалы из прессы и информацию, личные истории из первых рук — непосредственно от писателей, журналистов, правозащитных организаций. Что главное, из «Жоўтай кнігі» современные партизаны могут узнать, как выглядел «ретро-протест» 90-х. 

Вот так:

Или так:

О наболевшем (время идет, а ничего не меняется):

«Чытаючы “Жоўтую кнігу”, можна занурыцца ў дзевяностыя. Улады часта апелююць да таго часу: маўляў, жыць стала лепш. Але ёсць сферы, дзе злачыннасць захавалася і квітнее, і сфера правоў чалавека, свабоды слова — адназначна адна з такіх. І журналісты, і дзеячы культуры, і звычайныя людзі, публічная пазіцыя якіх адрозная ад афіцыйнай, церпяць і не здаюцца ўжо не менш за чвэрць стагоддзя»

Татьяна Недбай, глава беларусского ПЕН-центра.
Татьяна Недбай. Фото: budzma.org

Главное оружие беларусского протеста — ирония

Ситуационистские перформансы, самиздаты, оранжевые акции и бесконечный стеб — визитная карточка беларусского протеста (в этом наша идентичность). Именно в ситуации репрессий и несвободы в Беларуси парадоксально выживали и расцветали наиболее свободные гражданские проекты и прочие начинания. Подобная система не имеющей лидеров «сцены», во-первых, выжила в ситуации выборочного террора (в противовес тотальному — что присуще последним двум годам) и репрессий, а во-вторых, дало начало по-настоящему живому, текучему движению — правда, в состоянии почти подполья — до сих пор имеющему огромное влияние на 97% беларусов. 

И сейчас познакомиться со всем этим беларусским «экстремизмом» можно в один клик!

Вот здесь. Кстати, те самые желтые страницы в «электронке» сохранены. А еще есть перевод на английский.

Все это выглядит примерно так:

Почему (и кому особенно) стоит скачать?

«“Жоўтая кніга” важна для гісторыі праваабарончага руху Беларусі, а асабліва для Беларускага ПЭНа, таму што менавіта ПЭН тады (пад кіраўніцтвам Карласа Шэрмана) займаўся маніторынгам рэалізацыі свабоды слова, друку і інфармацыі ў Беларусі», – Татьяна Недбай.

Фото: скриншоты из электронной версии «Жоўтай кнігі»

Превью: Акция протеста против политики Лукашенко qв Минске // David Brauchli / Contributor; Anatoli Kliashchuk / Contributor

Ранее

Мингорисполком ищет способы привлечения «тунеядцев» к работе

Далее

Спецдокладчик ООН завершил расследование о мигрантском кризисе: досталось всем

Читайте далее