В это трудно поверить, но в стране, где «иногда не до законов», судебную победу неожиданно одержала светлая сторона. Собаки из Кореличей окончательно спасены, а содержательница концлагеря получила «по закону».

«Это огромная победа для всех волонтеров. Так много и так долго боролись все вместе, чтобы у этих собак была жизнь, а не мучения в аду!» – пишут гродненские зоозащитники.

Волонтеры выручают собак из «ада». Фото: Наталья Ремнева / Facebook

Это был спойлер счастливого конца. А теперь по порядку

Февраль 2022. В деревне Боратин обнаружено полторы сотни изможденных собак, ютящихся в заброшенном доме. Крошечные клетки — одна на одной, еды нет, антисанитария, повсюду экскременты, запах соответствующий. 

При этом в сети все это выглядело как совершенно приличный питомник.

Если так называемые животные-производители старели (то есть теряли главную для заводчика функцию), их просто выгоняли умирать. По словам местных, «заводчица» Наталья могла не появляться по несколько недель. Сюжет об этом «питомнике» (вернее, собачьем аде) можно посмотреть здесь. 

Когда на место преступления приехали милиция и волонтеры, у хозяйки участка удалось забрать 141 собаку и 3 кота. Вот только для некоторых узников кореличского концлагеря было слишком поздно. 

«Собаки приехали в плачевном состоянии. Есть собака даже без части задних конечностей. По какой причине, неизвестно — или это травма, или в детстве ей откусили ноги. Вероятнее всего, ее ждет протезирование. У большинства собак проблемы с глазами — это также травмы. Неизвестно, каким способом они были получены. Либо это специально, либо случайно — возможно, собаки содержались в темноте», – страшные открытия ветеринаров

А что говорит содержательница «ада»?

Ее мало того, что оклеветали на всю страну, так еще и обокрали. А собаки вообще не ее — вернее, ее, но только 18 из них (сначала эта цифра была 21). Присутствие остальной сотни в сарае — «вынужденная мера».

Конечно, никто ей не поверил. Началась шумиха в СМИ, изъятие животных под расписки, «передержки» и (о чудо!) возбуждение уголовного дела. 

Казалось бы, лед тронулся, но не тут-то было: 

«Сыпались лозунги: “Победа зоозащитников!” Я уже тогда писала: “Чего радуетесь? Вы попробуйте привлечь к уголовной ответственности, когда к административной  привлечь сложно!”», – пишет волонтер.

И прогноз частично сбылся. Уголовное дело «развозбудили» — отсутствует, мол, состав преступления. 

А 8 июня каждому новоиспеченному владельцу пришло сообщение от Натальи с заключением постановления, где говорится, что собак необходимо вернуть, сняв ограничения по распоряжению. 

«Помимо фотографии заключения, Наталья сопровождала письма статьями УК и информацией, что она обратится в прокуратуру, если мы их не вернем. И это она пишет тем людям, которые привели в порядок животных, бывших в ужаснейшем как физическом, так и эмоциональном состоянии. Каждое изъятое животное живет в идеальных условиях», – рассказали волонтеры.

А вот что говорит «заводчица»:

«Я невиновна, как была, так и осталась. Собак решено вернуть мне за отсутствием состава преступления. Сейчас составляются и направляются письма в соответствующие органы на привлечение к уголовной и административной ответственности людей, которые сознательно укрывают мое имущество и не отдают»

Главный аргумент: волонтеры действуют по какой-то накатанной схеме и с помощью «грустных собачек» разоряют питомники (тут без комментариев).

Но «разорители питомников» не растерялись и продолжили давить. И тогда случилось чудо:

На фото — «путь» одной из спасенных собак (Лили).

Фото из поста Натальи Ремневой

«Собака, которая тронула все внутренности даже моего мужа, страдающего аллергией на животных, пьющего таблетки, но сказавшего, что он никому ее не отдаст. Почему? Потому что это даже не история равнодушия и глупости (бесконтрольное разведение беспородных) — это ад, устроенный осознанно, ад, на котором хотели еще и заработать!», – пишет хозяйка Лили

Да, это действительно победа. Вот только не стоит забывать, что таких «Кореличей» в Беларуси сотни (о проблеме прав беларусских четвероногих мы уже писали здесь)

Если уже даже чиновники заговорили о проблеме (член Совета Республики Национального собрания Беларуси: «Вот эти стихийные питомники, которые образуются и создаются безответственными гражданами, это тоже боль, необходимо принимать меры. Может быть, даже и какая-то уголовная ответственность должна быть, это издевательство над животными, что недопустимо в нашем обществе»), можно сказать, что лед действительно тронулся и появились проблески надежды. Но это только вершина айсберга.

И нам предстоит еще много работы — как внешней, так и внутренней.

Насчет работы внешней. Итог кореличского дела наглядно демонстрирует силу огласки. Шумиха в СМИ и соцсетях — главное оружие зооволонтера.

Насчет работы внутренней. В случае перемен в отношении к животным в Беларуси «развитое общество» — это далеко не 97%. Начало «прозрению» положено давно, но этого мало. Риторический вопрос: готово ли общество, в котором убийство считается более гуманным методом, нежели стерилизация, к переменам?

Фото предоставлено волонтерами / «Зеркало»

Ранее

Коллективная ответственность: с какой дискриминацией сталкиваются беларусы за границей?

Далее

Офис Тихановской запустил опрос перед Конференцией Новой Беларуси. Поучаствуете?

Читайте далее