Павел Латушко призывает мировое сообщество признать Беларусь оккупированным государством. Однако мнение политологов на этот счет расходится, некоторые считают, что Беларусь оккупирована, другие с таким тезисом категорически не согласны.

Павел Латушко. Фото: dw.com

Павел Латушко, глава Народного антикризисного управления (НАУ) и по совместительству представитель по транзиту власти Объединенного переходного кабинета, считает важным признать факт оккупации Беларуси Россией. Такую идею политик выдвинул еще в марте, а Светлана Тихановская ее поддержала. Политики считают, что этот шаг крайне важен для обеспечения безопасности в регионе. В интервью «Позірку» Павел Латушко назвал пять признаков оккупации Беларуси.

Пять признаков оккупации

Первое: российские войска не были выведены с территории Беларуси после завершения самых массовых со времен СССР военных учений.

Второе: территория Беларуси была использована и используется ВС России в нарушение Конституции, договора о дружбе и добрососедстве с Украиной, договора о государственной границе, других международных обязательств (соответствующих документов ООН) для совершения акта агрессии в отношении Украины. Что фактически нарушает национальное и международное право.

Третье: в Беларуси действует марионеточное правительство, которое реализует задачи, отвечающие интересам РФ, а не беларусского народа. Его интересам не отвечают ни война с Украиной, ни убийства ее граждан. Режим Лукашенко выполняет эту миссию в интересах другого государства, соответственно, он контролируется этим государством.

Четвертое: Речь идет о гибридной оккупации. Помимо пребывания на нашей территории ВС РФ, которые осуществляют военные акты против Украины, ведется

информационная, культурная, идеологическая оккупация, попытка проецирования на

Беларусь так называемого русского мира.

Пятое: во главе Беларуси не находится легитимная власть. Есть власть, которая удерживается силой после осуществления ее захвата.

И все-таки Беларусь оккупирована?

Павел Латушко подчеркивает, что политологам, которые оценивают ситуацию, важно понимать: «Если мы признаем факт оккупации территории Беларуси, то любая деятельность, включая восстание, является освободительным движением. Это право принадлежит нам в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека и другими международными документами», – объяснил политик.

Мнение политологов на этот счет расходится — некоторые считают, что Беларусь действительно можно назвать оккупированной страной, другие к такому тезису относятся довольно скептично.  Политолог Павел Усов считает важным факт признания Беларуси оккупированным государством, в своем телеграм-канале эксперт перечислил для этого ряд оснований, тезисы политолога схожи с пунктами, выделенными НАУ. По мнению Павла Усова, факт признания оккупации на международном уровне может выправить отношение к РБ и населению, а также могло бы изменить оценки ситуации части населения, находящейся под мощным влиянием российской пропаганды.

«Это позволило бы воспринимать народ не как участника преступлений, а как жертву, которая подверглась информационно-политической агрессии значительно раньше и полностью утратила свою субъектность. Соответственно, это дало бы возможность западным государствам проводить политику всесторонней поддержки народа Беларуси, а не его изоляции. В противном случае беларусам (даже тем, кто попал под каток репрессий) придется впустую и бесконечно долго доказывать, что беларусы и режим Лукашенко — разные вещи, а западные правительства будут уверять, что они это понимают и вводить новые санкции и ограничения по отношению к беларусам. Наши граждане будут постоянно ощущать дискриминацию, а также нести полную моральную и материальную ответственность за соучастие в агрессии», – пишет Усов.

Политолог Валерий Карбалевич поделился своим мнением с порталом «Наша Ніва», политолог считает, что, с точки зрения международного права, страна не оккупирована, но с политической точки зрения, можно говорить о частичной оккупации. Свою позицию Валерий Карбалевич объясняет просто: «Если страна под оккупацией, то оккупанты берут всю власть в свои руки. В Беларуси все государственные органы работают, как и работали, русские их не подменяют. И изначально российские войска появились на территории для учений с согласия Лукашенко: человека, который держит здесь власть и формально выполняет функции президента», – объясняет политолог.

Политолог Екатерина Шматина считает разговоры об оккупации преувеличением и риторическим приемом с призывом к международному сообществу, чтобы беларусская повестка не была забыта в мире. «Как ни крути, режим Лукашенко остается у власти и имеет достаточно механизмов, чтобы держать ситуацию под контролем внутри страны. Мы продолжаем охранять свои границы, печатать свои деньги — это черты самостоятельности страны. Сегодняшнее господство России можно объяснить обеспечением интересов Союзного государства», – комментирует Екатерина Шматина.

Михаил Подоляк признал оккупацию Беларуси

Михаил Подоляк во время выступления. Фото: Офис президента Украины

Пока международное сообщество никак не реагирует на призывы беларусов, украинские политики фактически заявляют об оккупации Беларуси. На днях советник Офиса президента Украины Михаил Подоляк, комментируя взрыв в Зябровке под Гомелем, признал факт оккупации Беларуси.«Эпидемию технических аварий на военных аэродромах в Крыму и Беларуси ru-военным следует рассматривать как предостережение свыше: забудьте об Украине, снимите форму и уходите. Ни в оккупированном Крыму, ни в оккупированной Беларуси вы не сможете чувствовать себя в безопасности. Карма найдет повсюду»,написал Подоляк в Твиттере.

Обложка: Reuters

Ранее

Под Лунинцем строят военный аэропорт для россиян

Далее

ЧВК «Вагнер» обучает сотрудников беларусского ЧОПа

Читайте далее