Зенон Позняк — значимая фигура в истории Беларуси. Он вошел в историю как человек, открывший для всего мира Куропаты, как политик, приложивший максимум усилий для независимости Беларуси. Будучи в эмиграции, Позняк не раз всколыхнул общественность громкой критикой в адрес оппозиции, но о результатах своей работы политик старается умалчивать. Рассказываем, что об этом известно.

Благодаря усилиям Зенона Позняка Беларусь смогла отстоять независимость, он открыл всему миру правду о Куропатах — месте, где в годы сталинских репрессий расстреливали беларусов. Позняк, будучи депутатом Верховного Совета, одним из первых поднял вопрос возвращения национальной символики — герба «Погоня» и бело-красно-белого флага. А созданная им БНФ — стала первым оппозиционным движением, в которое вошли десятки тысяч демократично настроенных беларусов. Если эти факты известны каждому беларусу, то о деятельности Зенона Позняка в эмиграции известно не так уж и много.

После продолжительных протестов против интеграции с Россией, известных как «Минская весна», в 1996 году Позняк вынужденно уехал из Беларуси. Однако спустя месяц политик вернулся, чтобы принять участие в «Чернобыльском шляхе», после митинга Позняк сумел приехать в штаб-квартиру БНФ.

Вечером к ней подъехало два автобуса с силовиками, все, кто находился внутри, были задержаны, но Позняку вместе с несколькими людьми удалось выйти через черных ход. В начале мая политик навсегда покинул страну, По его словам, он был вынужден уехать из Беларуси по причине реальной угрозы его жизни. Опасаясь спецслужб и агентов, которые его могли убить, Позняк не мог остаться в Европе, поэтому эмигрировал в США.

Первые годы в эмиграции и раскол БНФ

В следующие два года Позняк находился в США, управляя партией БНФ дистанционно — через сообщения по факсу. В 1999-м единый Беларусский народный фронт раскололся. Противоречия в партии нарастали давно, Позняк и его единомышленники воспринимали БНФ как самодостаточную силу, под которую должны подстраиваться другие политические оппозиционные силы. Другие члены партии с такой стратегией были не согласны и считали, что нужно идти на компромиссы.

Зенон Позняк в 1995 году. Фото из книги Позняка «Добрая фатаграфія» (2012)

На выборах нового главы партии было выдвинуто два кандидата: Зенон Позняк и Винцук Вячорка. Ни он, ни Позняк не смогли набрать большинство голосов. В итоге сторонники Позняка собрались на свой съезд, где избрали политика руководителем и изменили название на «Консервативно-христианская партия — БНФ» (КХП-БНФ). Оппоненты это решение не признали и, оставив прежнее название БНФ, избрали лидером Винцука Вячорку. Зенон Станиславович посчитал раскол крупнейшей оппозиционной партии работой спецслужб, однако после этого политические силы больше никогда не пересекались и даже не предпринимали попыток воссоединения или сотрудничества. До сегодня Зенон Позняк продолжает оставаться единоличным лидером КХП-БНФ, безальтернативно побеждая на всех внутрипартийных выборах.

«Вольная Беларусь» и правительство в изгнании

В 2017 году коллектив авторов во главе с Зеноном Позняком подготовил проект «Вольной Беларуси» — возможный сценарий демократического развития страны после падения режима Лукашенко. «Это  проект новой Беларуси, переходное правительство которой после ликвидации антинародного режима возьмет на себя ответственность за судьбу и будущее страны», – отмечается в документе.

Зенон Позняк (справа) на митинге в Нью-Йорке, 2019 год. Фото: Вадим Васильев, facebook.com

Авторы проекта предложили парламентско-президентскую форму правления, отказ от интеграции с ЕС, а также срочный выход из ЕАЭС. Экономические реформы включают в себя введение талера вместо беларусского рубля, в проекте предлагается наложить запрет на торговлю с Россией. Предложенные реформы активно обсуждались обществом, однако вскоре были забыты.

Летом 2020 года под руководством Позняка возник Национальный секретариат «Вольная Беларусь», его задача — подготовить идейно-политический уровень движения. В 2021 году «Вольная Беларусь» поставила перед собой задачу создать временное Национальное правительство Беларуси, а также развивать национально-освободительное движение внутри страны. Описывая работу органа, лидер движения говорит: «Мы обращаемся с различными письмами к президентам стран, к парламентам, в Евросоюз. В частности, о признании оккупации Беларуси».

Борьба с агентами

При этом ровно такую же работу других демократических сил (несколько в большем объеме) политик системно критикует, называя всех «агентами спецслужб». Поиск врагов стал обычным занятием для Зенона Позняка в годы эмиграции. Как правило, агентами для него являются все, кто не являются его соратниками по партии: в свое время он обвинял в сотрудничестве со спецслужбами Александра Милинкевича, Анатолия Лебедько, Андрея Санникова, Николая Статкевича, а нынешних лидеров оппозиции — Павла Латушко, Светлану Тихановскую, Виктора Бабарико и Марию Колесникову — политик называет не иначе как «газпромовская оппозиция». Зенон Станиславович никогда не предоставляет ни фактов, ни доказательств таких обвинений, заявляя, что «все выявит люстрация», однако не исключает, что подтверждающих документов может не быть, поэтому просто стоит верить ему на слово.

Зенон Позняк. Фото: скриншот с Youtube-канала «Жизнь-малина»

Говоря о своих политических успехах, политик часто вспоминает старые заслуги и утверждает, что работа партии ведется, но ее успехи и результаты должны оставаться под строжайшим секретом.

«Хоть я поехал в эмиграцию, я оставался и остаюсь руководителем Консервативно-Христианской партии-БНФ. Я занимаюсь организационной работой. Многое, что делается партией, не обнародуется, спрятано, потому что ситуация в стране такая, но результат нашей деятельности есть. Взять хотя бы Куропаты, которые давно бы уничтожили. А так — существует народный мемориал, созданный партией. И не только это. Мои идеи живут. Как руководитель я принимаю активное участие в политической жизни. Я получаю всю информацию о ситуации в Беларуси из первых рук, часто приезжаю в Европу. Потому я политику не бросал и политиком являюсь», – говорит Зенон Позняк.

Категоричность суждений и манера безапелляционно раздавать обидные политические ярлыки сослужила политику дурную службу, его перестали воспринимать как лидера. За долгие годы его эмиграции на политической сцене Беларуси появилось много акторов, которые гораздо менее категоричны и прагматичны, с готовностью объединяться ради общей цели.

Зенон Позняк, безусловно, навсегда будет вписан в страницы беларусской истории как человек, открывший для всего мира Куропаты, как политик, приложивший максимум усилий для получения независимости Беларуси. «В политическом театре он бы возможно сыграл одну из самых значительных ролей. Но отказался играть», – писал о Зеноне Позняке публицист Константин Скуратович.

Фото обложки: reform.by

Ранее

Лукашенко рассказал об убийстве оршанца при задержании: он поджег почту и убил женщину

Далее

Лукашенко на «открытом уроке» показал украденные награды Василя Быкова

Читайте далее