С того самого поворота в беларусской истории прошло не то 100 лет, не то пару мгновений, не то два года. По этому поводу правозащитники «Вясны» подвели итоги этого августа — не менее протестного. Рассказываем, как в прошлом месяце протекала окрестинизация и депротестофикация.

Из таких «справаздач» может вырасти что-то вроде правового учебника истории Новой Беларуси. Итак, что принес еще один август в Мордоре? 

Беларусы и война

Война: продолжается больше полугода. Режим: по-прежнему позволяет использовать территорию Беларуси как военную базу (чем дальше, тем хуже). Беларусы: упрямо сопротивляются действиям Лукашенко, громко (и не очень) заявляют о том, что Беларусь не равно режим.

Об этом красноречиво свидетельствуют непрекращающиеся репрессии за антивоенную позицию.

Так, например, 1 августа Андрея Уткина обвинили в передаче «Беларускаму Гаюну» снимков движения российской техники — «содействие экстремистской деятельности». Суд оценил это в 2 года лишения свободы.

Полтора года лишения свободы получил Александр Касумов — за надпись «Нет войне!» на гараже возле городской бани. Надпись вскоре закрасили, но Касумов добавил «No war!», «Luka», «Убийца». Ущерб — 10 рублей 72 копейки, статья — «Осквернение строений и повреждение имущества».

Подобных случаев в одном только августе десятки

Источник: boredpanda.com
Фото: boredpanda.com

Кроме того, за последние пару месяцев «в моду» вошли уголовные дела на потенциальных (и не очень) беларусских добровольцев, желающих уехать на фронт (или подумавших об этом). Очевидно, сегодня для получения уголовки уже даже «участвовать» не обязательно — достаточно просто прокричать пьяным в электричке о своем желании помочь Украине (это реальный случай).

Правозащитный центр «Весна» резко осудил действия обоих престарелых террористов. Кроме того, в августе «весновцы» проинформировали четырех спецдокладчиков ООН: по вопросу о ситуации в области прав человека в Беларуси, о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение, о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций, о насилии в отношении женщин — в связи с административным и уголовным преследованием лиц, имевших смелость заявить о своей антивоенной позиции.

Помимо оккупации внешней, продолжается оккупация внутренняя

 Здесь, кстати, можно почитать материал «Вясны» ко всебеларусской протестной годовщине.

Тем временем общественно-политический и правозащитный кризис в Беларуси пробивает дно за дном. В течение месяца власти продолжали активно применять уголовное и административное преследование неугодных режиму беларусов (и не только).

Люди в масках по-прежнему «отрабатывают» города, районы и пригороды, вламываются в дома и квартиры в поисках доказательств неугодности, арестовывают как дома, так и на работе — с обысками и допросами.

Под руку попались даже православные и католические священники (ранее гонения касались в основном протестантов и представителей «нетрадиционных» для Беларуси религиозных течений). 

Ксендз-экстремист. Почему священник из Постав срочно уехал из Беларуси
Ксендз-экстремист Анджей Бульчак. Фото: katolik.life

«Вясна» продолжает получать информацию об административном преследовании за реализацию законного «права на мирные собрания и свободу выражения мнений участников мирных протестов» (которое начальник СК по Минску называет не иначе как «уличной бойней»), а также о произвольных задержаниях граждан (которых начальник СК по Минску называет не иначе как «представителями уличного террора») за реализацию «права на свободу самовыражения, использование бело-красно-белой символики, в том числе в частных домах и территориях, для распространения информации».

Концлагерь в цифрах:

  • Известно как минимум о 387 задержанных в августе.
  • За этот период правозащитное сообщество признало политзаключенными 92 человека (в некоторых далеко не самых демократических странах за год набирается меньше).
  • За решеткой в августе находились 29 представителей СМИ.
  • …И 4 адвоката, защищавших политзаключенных (тех же, кто не попал за решетку, лишили лицензии).

Немного о политической селекции. В отношении «политических» в 85% случаев избирают меру пресечения в виде содержания под стражей, тогда как по обвинениям без политического мотива, к которым относятся тяжкие и особо тяжкие преступления, данная мера пресечения применяется лишь в 25-30% случаев.

Пытки продолжаются

Об этом сообщают освободившиеся политзаключенные. Все по «регламенту»: намеренное ухудшение условий содержания «политическим», унизительное обращение, переполненные камеры, отсутствие медицинской помощи, ни передач, ни прогулок.

Так, Николая Статкевича на полгода поместили в одиночную камеру:

 «С 5 августа в качестве наказания помещен в одиночную камеру на шесть месяцев, площадью около трех кв. метров, шириной один метр, с прибитыми к стене “нарами”», – сообщила его жена

Как правозащитники узнают о пытках?

Информация поступает от освободившихся узников, либо же до и во время суда. Даже самые страшные и резонансные случаи жестокого обращения, о которых ранее сообщали политзаключенные, разумеется, до сих пор не расследованы.

Напоминаем, что оперативно сообщить о задержании, обыске, вызове «на беседу» можно (и нужно!) в телеграм-бот @viasna_bot. 

Сообщить о задержании и получить бесплатную юридическую консультацию — здесь @ViasnaSOS, @SosViasna.

Продолжаем мониторить беспредел и изо всех сил верить в лучшее.

Фото: onliner.by

Ранее

Выгодна ли торфяная энергетика и какие риски она за собой несет?

Далее

Беларусские хакеры взломали БелАЗ, гомельский автопарк и барановичскую районку. Это только начало

Читайте далее